Своими словами.
Мы достаточно редко стали называть вещи своими именами. Явления скрываются за вычурными, как правило иноязычными наименованиями. Происходит процесс смещения, а порою и подмены понятий. Это осложняет процесс борьбы с негативом, увы, сопровождающим нащу жизнь.
Начать надо с того, что необходимо называть вещи своими именами. И уже определившись с понятием, пытаться изменить явление. Итак, начнем!
Своими словами. Часть 1. Мат.
Очень долго искал, какое же найти определение этому позорному и порочному явлению, которое все плотнее впитывается в наше общественно – культурное пространство. Какое дать определение? Как назвать те самые выражения одним словом. Нецензурные? Так цензуры сейчас нет. Непечатными? Нелитературными? Печатают сейчас вовсю. Без скобочек и многоточий. Деятели культуры вовсю используют их на киноэкранах и театральных подмостках. Да еще и находят «железобетонное» оправдание. Это, мол, народные выражения! Мы, типа, так ближе к народу, точно передаем его русскую народную суть! Несем суровую правду жизни! И вроде бы получают таким образом неограниченное право на использование этого лексикона.
А вот если покопаться в нашем великом и могучем, и найти единое и четкое определение, назвать все своими словами, глядишь, это и лишило бы нравственных оснований для беззастенчивого использования такого контента.
И такое определение есть. Это – сквернословие. И тогда объяснения светочей культуры будет звучать соответствующим образом: «Мы несем людям сквернословие».
К слову о правде жизни. Никакая это не правда, а самый обычный натурализм. Правда жизни передается с помощью реализма. Различие понятно. Реализм – это, например, спич неподражаемого М. Ульянова в «Председателе». Помните: «Ну-ка, бабы, закройте уши!». А натурализм – это современные образчики, упоминать которые даже не хочется.
И к слову о народности. Да, конечно, наш народ сквернословит, и сквернословит обильно. Но вот недавно попалось мне на просторах Интернета старое видео из девяностых. Корреспондент приехал в Чечню снимать репортаж о своих земляках, новгородских милиционерах, несших там службу. В ходе съемок у бойцов нет –нет да и вырывались те самые сквернословия. Кто –то может быть их за это осудит, но не я. Как говорится, побывайте, похлебайте. Но вот ребята начали хором петь залихвастскую «самопальную» песню под гитару. Такие поЧечне ходили десятками. И вот в тех местах, где в тексте встречались сквернословия, все как один заминались и пропускали их. И на всех этих простых рабоче – крестьянских лицах появлялись различные оттенки смущения и стыдливости. Эти парни, находясь в экстремальных условиях, а попросту говоря на войне, душой своей русской понимали, что в художественном произведении, демонстрируемом на широкую публику, не место сквернословию.
Очень жаль, что люди, для которых работа по созданию произведений культуры является профессией не хотят этого понять. Постоянным задействованием сквернословия в своих произведениях они легализуют порок, снимают с него табу публичного использования. И мы видим горькие плоды, взращенные этим подходом. Да, раньше школьники тоже сквернословили, пытаясь выглядеть более взрослыми. Но при этом четко понимали, что это – порочно и непорядочно, сквернословили с оглядкой. И являлось сквернословие во многом прерогативой мальчишек. Негативно школьным и студенческим сообществом вопринималось сквернословие в присутствии девочек. Современные дети, когда им делают замечание по этому поводу, просто не понимают: а в чем собственно дело, разве они совершают что – то предосудительное?
Казалось бы, разве это сейчас главное? Столько проблем в экономике, с финансами, пандемия... До сквернословий ли сейчас? Именно сейчас.
Культурная составляющая нашей жизни должна изменяться в лучшую сторону, должна сохранить и пронести в будущее все лучшее, что было создано нашим народом для впитывания последующими поколениями. Без этого экономические победы и финансовая стабильность просто не будет иметь смысла. Борьба за нашу лучшую в мире культуру, за нашу самую уникальную нравственность должна вестись повсюду и на всех фронтах, государством и обществом. По всем фундаментальным проблемам, в том числе – и в вопросе чистоты нашего языка – основы нашего культурного кода.