Дети не понимают сарказма, но к тому времени, когда они станут подростками, это может стать их взглядом на мир. Вот что нам говорит об этом наука.
Сарказм - один из наших самых мощных лингвистических инструментов.
По словам Оскара Уайльда - "это низшая форма остроумия ,но высшая форма интеллекта". Родителям или учителям детей, в частности, может быть трудно поверить, что эта лингвистическая причуда является признаком гибкого и изобретательного ума.
Тем не менее, это именно то, о чем спорят психологи и нейробиологи. Они обнаружили, что сарказм требует, от мозга преодоления множества препятствий, чтобы прийти к правильной интерпретации, требующей большей мозговой силы, чем буквальные утверждения. И хотя это часто отвергается как детская насмешка, сарказм на самом деле является свидетельством зрелости – поскольку для того, чтобы развивающийся мозг ребенка полностью осознал и овладел им, требуются годы.
Умственные усилия окупаются. Сарказм позволяет нам добавлять столь необходимые нюансы в наши взаимодействия, смягчая удары наших оскорблений или добавляя игривую насмешку к комплименту. Есть даже некоторые доказательства того, что это может побудить нас быть более творческими и что это может помочь нам выплеснуть негативные эмоции, когда мы чувствуем себя подавленными.
Детские шаги.
Некоторые ключи к пониманию сложности сарказма проистекают из его долгой траектории развития в детстве.
Как правило, дети в возрасте до пяти лет не способны распознать сарказм и склонны воспринимать высказывания буквально
И даже после того, как они начали понимать, что слова скрывают какой-то скрытый смысл, им может быть трудно понять нюансы. (Например, они могут подумать, что кто-то просто лжет.) Понимание использования сарказма в юморе, как формы подачи, приходит в последнюю очередь. "Это развивается особенно поздно – в среднем в возрасте девяти или 10 лет.
Эта форма развития, следует за появлением способности ребенка понимать намерения другого человека, которая с возрастом становится все более изощренной.
Другие факторы могут включать словарный запас и грамматику, способность улавливать тонкие голосовые сигналы, которые могут сигнализировать о саркастическом значении, и понимание контекстов, в которых сарказма можно ожидать или не ожидать. Это может произойти только при наличии большого опыта работы в социальных ситуациях. "Есть все эти части, которые ребенку нужно собрать воедино, но ни одной из них самой по себе недостаточно, чтобы понять сарказм".
Последние исследования показали, что домашняя обстановка ребенка может сильно повлиять на его понимание и использование сарказма. Если родители используют сарказм, у детей гораздо больше шансов развить эту способность самостоятельно.
Примерно к четырем годам у детей развивается способность воспринимать точку зрения другого человека и осознавать, что убеждения, которые кто-то может иметь в виду, отличаются от их собственных. Сарказм сложен, потому что ребенок должен понимать как действительные убеждения говорящего, так и то, как он намеревается интерпретировать свои слова другим человеком – двухэтапный процесс, для освоения которого ребенку требуется время. (Как правило, детям младше семи лет трудно удерживать в уме две потенциально противоположные идеи.)
К тому времени, когда они становятся подростками, многие дети овладевают этими сложными навыками – и, возможно, неудивительно, что им нравится экспериментировать с ними и проверять их влияние на других.