Найти тему
Галина Юзефович

Проверено временем: почему я не верю людям, которые «читают только классику»

Оглавление

Границы, отделяющие литературную классику от «всего остального», каждый определяет сам. Понятно, что относительно Пушкина или, допустим, Шекспира серьезных разногласий, скорее всего, не возникнет, но вот дальше начинается пространство непознанного.

Помню, как-то меня пригласили прочесть лекцию о новой литературе в очень хорошей библиотеке одного очень крупного провинциального города. Конечно же, я рассказывала о литературе последних трех-пяти лет, акцентируя внимание на книгах, вышедших буквально вот-вот, и была совершенно поражена, когда после лекции ко мне подошел разочарованный слушатель и укоризненно произнес: «Я думал, вы о Довлатове будете говорить, о Битове, на худой конец. Но не об этих же, без году неделя — что о них вообще сказать можно? Тоже мне, современная литература…»

Надо ли говорить, что и Битов, и Довлатов в моих глазах — безусловные классики, и обсуждать их в контексте «нового» по меньшей мере странно. Для меня, если честно, и Водолазкин-то с Улицкой уже не остро «современные писатели», а тут такое.

-2

Есть и еще менее очевидные примеры. Например, принадлежность к «классике» Дж. Р. Р. Толкиена по-прежнему многими оспаривается на том основании, что он работал в уж очень «неклассическом» и вообще несерьезном жанре фэнтези.

Более того, до недавнего времени в британских университетах даже творчество Чарльза Диккенса считалось не самой респектабельной темой для диссертации или диплома, поскольку автор «Оливера Твиста» и «Больших надежд», при всех своих многочисленных достоинствах, проходил по ведомству «беллетристики» — статус, не совместимый с принадлежностью к возвышенному сонму «классиков».

Понимание классики не статично — оно меняется с течением времени.

Думаю, любой человек, росший в советское время, помнит, что двумя главными литературными классиками тогда считались Максим Горький и Владимир Маяковский. Сегодня едва ли кто-то назовет имя Горького даже в первой десятке важных русских писателей и уж точно никто не поставит его в один ряд с Толстым и Достоевским — и дело тут, конечно, отнюдь не в Горьком, а в определенной конъюнктуре времени.

Что же до Маяковского, то он удивительным образом подрастерял свой пролетарский задор и влился в число «поэтов Серебряного века», причем далеко не на первых ролях. Есть и примеры обратного: полу- или полностью запретные в советское время Василий Розанов, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Исаак Бабель, Михаил Булгаков сегодня безусловно добавились к классическому канону, и едва ли кто-то вздумает всерьез оспаривать их право на место в зале славы русской словесности.

-3

Да даже и у бесспорных классиков есть вещи более или менее «классические» — «Отцы и дети» ничем не лучше «Дворянского гнезда», но определенно гораздо «классичнее». «Война и мир» «классичнее» «Анны Карениной», а та, в свою очередь, куда «классичней» «Хаджи-Мурата» или «Воскресения».

И это мы еще не затрагиваем сложную тему проникновения в литературный классический канон авторов, которым раньше путь в него был заказан в силу гендера, расы, региона проживания или еще каких-то нелитературных причин. Или вымывания из этого самого канона писателей, которые, как выяснилось при доигрывании, как-то не так себя вели при жизни.

Словом, произнося слово «классика», каждый человек имеет в виду что-то свое.

А понятие это обозначает не конкретный перечень текстов или даже имен, но некое аморфное облако с более-менее плотным центром (упомянутые уже Пушкин с Шекспиром) и бесконечно расплывчатыми, полупрозрачными краями.

И вот в этом контексте у меня всегда вызывают очень большую настороженность люди, гордо заявляющие: «Я читаю только классику!». Какую классику они читают? Как определили её границы? Почему именно так? Почему эту классику — а как быть с другой классикой, ее нет, не читаем?

-4

Вопросов, провоцируемых подобным утверждением, бесконечно много — и почти всегда я сталкиваюсь с тем, что человек, его произносящий, совершенно не готов на эти вопросы отвечать. Хуже того, при попытке получить банально список любимых наименований, чаще всего оказывается, что он исчерпывается в лучшем случае школьной программой. То есть люди, читающие «только классику», на практике читают не «Обыкновенную историю» Гончарова, не письма Чехова, не «Былое и думы» Герцена, а что-то донельзя заезженное и затертое – да и то, боюсь, не столько читают, сколько обрывочно хранят в памяти с отроческих лет.

Если человек говорит «Мой любимый поэт Пушкин» (и этот человек не, ну, допустим, Юрий Михайлович Лотман), мне в его словах слышится «Я просто больше никого не знаю». Если человек говорит «Я читаю только классику», чаще всего это означает «Последние много лет я не читаю совсем ничего».

Не так давно я делилась мнением, почему бумажная книга не умирает (и скорее всего не умрёт).

Интересно? Подписывайтесь на канал!