Найти тему
Строго по делу

Проблемы производства плитки в России

Отрасль по производству тротуарной плитки в России полна проблем. Опустим факт, что на этом «поднимаются» чудовищные откаты, а частных производителей без связей не допускают до государственных тендеров.

Проблема в другом – «тротуарки» очень мало. Приведу немного цифр:

  • 2015 год – произведено 23,5 млн м²;
  • 2016 – произведено 22,3 млн м²;
  • 2017 – 30,7 м²;
  • 2018 – аналогично предыдущему году.

* Данные предоставлены Ассоциацией производителей мелкоштучных бетонных изделий

Вроде бы выглядит неплохо. Однако, если сравнить с Европой, то там на одного человека приходится 32 м² «тротуарки», когда в России всего 2 м². Так в чём же основные проблемы распространения тротуарной плитки в нашей стране?

Неравномерное распределение производств

Основной объём плитки «оттягивает» на себя Центральный федеральный округ. В данном округе расположено 49% производств плитки. Второе место забрал Южный федеральный округ – 27%. Приволжский ФО – 7%, а Западный ФО – 8%. На остальных приходится всего 2-4% от общего объёма.

Понятное дело, что при таком распределении производств больше всего плитки уходит на удовлетворение потребностей ЦФО. А вот какие проблемы называют сами производители брусчатки:

  1. Неудобная логистика.
  2. Зависимость от импортных комплектующих.
  3. Низкая культура мощения.

И есть свет в конце туннеля – эти вопросы постепенно, но решаются.

Неудобная логистика

Ориентируюсь на данные всё той же Ассоциации производителей мелкоштучных бетонных изделий, можно сказать, что стоимость транспортных расходов в цене плитки доходит до 70%! Потому-то и давно появилась потребность в развитии сетей локальных производств.

Минпромторг уже выступил с предложением: добро проектам в регионах с избыточными производствами и, наоборот, стимулировать их появление в «дефицитных» регионах.

Зависимость от импорта

Удивительно, но при довольно большом выборе отечественных производителей оборудования для изготовления бетонных изделий, до сих пор существует серьёзная зависимость от импорта. Валютные затраты в стоимости продукции составляют:

  • На формы – до 24 евроцентов на 1 м².
  • На поддоны – до 25 евроцентов на 1 м².
  • На амортизацию и обслуживание станков уходит 1,3 евро на 1 м².

Постепенно российский производитель слезает с иглы импорта. Например, существенно выросли продажи у отечественных производителей оборудования для вибропрессования.

-2
Кстати, правительство обещает компенсацию затрат на НИОКРы — усовершенствования, научные разработки и технологии. Так что российским заводам по изготовлению вибропрессов, возможно, стоит обратиться за помощью к государству для качественного «скачка» в технологии.

Низкая культура мощения

Чтобы повысить уровень культуры мощения некоторые производители ориентируются не только на спрос, но и на визуальную составляющую. Так, всё большую популярность начала набирать тротуарная плитка-колормикс, выполненная с использованием замысловатых цветовых миксов.

-3
Вообще, многим нравится именно тротуарное мощение, а не асфальтовые дорожки. Но давайте серьёзно, неужели в наших дворах есть шанс появления тротуарки, если учесть, что даже обычные дыры в асфальте никто не торопится заделать?

В общем, как мне кажется, граждане готовы к широкому распространению брусчатки, а вот городские бюджеты нет.