Современные ритмы звучат уже не так, как 20-30-40 лет назад, на что часто обращают внимание читатели моего канала. Относиться к этому можно по-разному, кто-то критикует современную музыку, а кто-то стремится её понять. В меняющихся музыкальных реалиях музыканты, прославившиеся в предыдущей эпохе, подстраиваются под веяния времени, в том числе выпускают дуэты или как сегодня модно говорить, «фиты» (от англ. Feat) с молодыми и популярными у молодежи, а порой ещё и вовсе «неоперившимися» артистами и певцами. Кто-то таким образом хочет «поддержать» молодое поколение, а кто-то напомнить о себе, обратить на себя внимание молодой аудитории. Для молодежи дуэт с заслуженным артистом – отличный шанс увеличить уровень узнаваемости и расширить аудиторию. В этом смысле в реалиях шоу-бизнеса сотрудничество «отцов и детей» взаимовыгодное. В последнее время внимание меломанов регулярно обращают на себя дуэты, объединяющие звезд разных поколений. Я решил поговорить на эту тему.
Вместо предисловия
Совместные песни, исполненные молодыми музыкантами и мэтрами эстрады – это не тренд современной эпохи, такое было во все времена. Так в начале 90-х годов великая, без преувеличения, советская певица Людмила Георгиевна Зыкина пела дуэтом с молодым певцом Юлианом. В новых для того времени реалиях он представлялся продолжателем эстрадной традиции и исполнял песни признанных советских композиторов, в частности А. Пахмутовой. С Зыкиной у молодого исполнителя сложились дружеские отношения. Недавно, участвуя в проекте «Суперстар» и находясь в статусе подзабытого героя прошлых лет, Юлиан в программе на тему «Песни друзей» исполнил легендарную «Волгу» Людмилы Георгиевны. Другой очевидный пример из начала нулевых годов – Алла Борисовна Пугачева, которая, стремясь быть вечно актуальной, задумала дуэт с представителем молодого поколения. Когда на всю страну зазвучали «Будь или не будь» и «Кафешка», никто ещё не знал, что из творческого союза сложится звездная семья.
Среди широко известных музыкантов, давно и прочно закрепившихся на Олимпе поп-культуры, есть те, для кого «заигрывание с молодежью» и стремление казаться актуальным - дело привычное, и от них фиты с молодыми исполнителями вполне ожидаемы. К ним относятся названные «король» и «золотой голос» нашей эстрады «заклятые друзья» Филипп Киркоров и Николай Басков. Вместе они пытались, как сегодня говорят «хайпануть», выпустив очень неоднозначную песню про «Ибицу» и ещё более неоднозначный клип на неё, чем «отпугнули» часть своей возрастной аудитории. Оба отличились, исполнив песни дуэтами с представителями молодого поколения. Киркоров спел про «Ролекс на руке» вместе с рэпером и блогером Давой, и поучаствовал в треке Егора Крида "Цвет настроения черный", отсылающем к его же свежему хиту, а Басков «дико тусил» с тик-токером Даней Милохиным. Оба этих эпизода широко известны, я решил не заострять на них внимание.
Поговорим о нескольких примерах совместного творчества исполнителей, которые, на первый взгляд, относятся к совсем разным музыкальным мирам. Будут как совсем недавние треки, так и примеры из прошлого десятилетия.
Даня Милохин и группа «Мумий Тролль» «Башня»
Начнем с творческой коллаборации с участием уже упомянутого выходца из Тик-тока Дани Милохина. Можно ли назвать его певцом – вопрос спорный. Как и многие представители молодого поколения Милохин стремится проявить себя в разных ипостасях. Мне, как и другим далеким от тик-тока людям, его имя известно как раз благодаря совместным трекам с известными музыкантами и появлению на телевидении (Ледниковый период, Кто хочет стать миллионером, Док-ток и другие программы). Выступая в «Ледниковом периоде» в паре с серебряным призером Олимпиады Евгенией Медведевой, он стал лидером по числу зрительских голосов. Это говорит о том, что тиктокер узнаваем и имеет поддержку в том числе и среди телевизионной аудитории. Кстати, именно на «Ледниковом периоде», впервые в телевизионном эфире прозвучал его свежий трек «Башня» . Пара откатала под него один из номеров. Эту песню, ставшую ярким хитом конца 2021 года, Даня исполнил совместно с Ильей Лагутенко, лидером группы «Мумий Тролль». Коллектив начал свою творческую деятельность во Владивостоке ещё в 1983, но на всю страну прославился спустя продолжительное время, лишь 1996, оказавшись ярким и знаковым, но в то же время противоречивым явлением для того времени. Для кого-то эта группа стала «откровением», другие увидели в ней не слишком удачную адаптацию западных трендов и к музыкальной эстетике и своеобразному вокалу Ильи Игоревича отнеслись скептически. Творчеству «Мумий Тролля» и их хитам была посвящена отдельная статья, здесь подробно останавливаться на этом не буду. В любом случае, при взгляде из сегодняшней эпохи Лагутенко и его банда – уже ветераны рок-сцены.
К союзу с молодым исполнителем поклонники «Мумий Тролля» отнеслись двойственно. Одни писали, что Лагутенко «уподобился Баскову», другое, напротив, оценили вливание «свежей крови». В комментариях под роликом некоторые пользователи выделяют именно этот дуэт музыкантов разных эпох на фоне других подобных примеров. Трек действительно получился по-своему интересным и демонстрирует органичное сочетание музыкальных эстетик разных жанров и эпох. Примечательно, что в нём Даня именно поёт, а не просто читает. При этом манера исполнения, если о ней уместно говорить в данном случае, близка не к современным новомодным тенденциям «вязко-невнятного пения», а как раз к традиции «поп-рока» первых лет XXI века, по крайней мере, слова на слух понятны с первого прослушивания. «Башня» - плод коллективного творчества разнородной группы авторов. Композитор – Игорь Нарбеков, написавший для Милохина сольный трек «Выдыхаю боль». Авторы слов этой песни Тимофей Доценко и Марк Савиных участвовали и в написании «Башни», а их соавтором в сочинении текста выступил сам лидер «Мумий Тролля» Илья Лагутенко.
Лариса Долина и Давинчи «Мураши по коже»
Критическим отношением к тенденциям в современной поп-музыке и отдельным её представителям известна Лариса Александровна Долина – джазовая и эстрадная певица, вокальный педагог, заведующая профильной кафедрой в ВУЗе. Ярким примером дистанции между музыкальными поколениями стал её конфликт с представительницей всё того же тик-тока Валентиной Карнауховой, более известной как Валя Karna.val. Народная артистка России и поющая блогерша не сошлись во мнениях в гостях у Максима Галкина в студии программы «Музыкалити» на ю-туб канале Gasgolder.
Периодически в СМИ появляется информация о чрезмерной строгости и требовательности Долиной на преподавательском посту. Позиция певицы стала предметом дискуссий в меломанской среде, часть аудитории критикуют её за категоричность, другие, напротив, поддерживают Долину, видя в ней «ревнителя» качественной музыки и хорошего вокала.
Неожиданностью для многих стала коллаборация Долиной с представителем современного музыкального мира. Лариса Александровна запела про «Мураши по коже» совместно с молодым рэп-исполнителем Андреем Лобжанизе, известным как Давинчи, лидером одноименного музыкального коллектива. Группа заявила о себе на международном конкурсе «Новая волна» в 2019 году, где взяла серебро.
Фит Долиной и Давинчи многими был воспринят как своего рода «ответ» и «урок» для Вали Карнавал. Материалы с подобными заголовками вышли в нескольких известных музыкальных изданиях. В тексте песни и кадрах клипа усмотрели «привет» молодой оппонентке и намеки на памятный конфликт.
Песня «Мурашки по коже» вышла в августе 2021, стала лауреатом «Песни года», показанной в первые январские дни на канале «Россия-1». Этой песней Долина продемонстрировала, как можно органично и профессионально звучать в современной музыкальной эстетике.
В новой музыке Долина избирательна, однако она не редко обращает внимание на молодых исполнителей. Ранее, в 2020 она выпустила дуэтный трек "Капкан" с Burito. Ещё в нулевые года, когда она была членом жюри конкурса «Народный артист», ей приглянулся занявший 2-место молодой певец Александр Панайотов, в дуэте с ним она выпустила несколько песен. На том этапе карьеры многие воспринимали Панайотова как «протеже» Ларисы Александровны.
Лев Лещенко и Loc Dog «Мы будем жить»
Критическими высказываниями в адрес современного состояния музыкальной культуры отмечался и Лев Валерианович Лещенко.
«Современную музыку сложно назвать музыкой»
- цитирует знаменитого певца «Газета.ру» в заголовке своего материала.
Эстрадный долгожитель, ветеран сцены, чья звезда взошла ещё на рубеже 60-х – 70-х годов, по сей день остается популярной фигурой, часто выступает на телевидении, в сборных концертах и на современных фестивалях, исполняя свои нетленки прошлых лет. А вот новые песни из уст Льва Валериановича ныне звучат нечасто.
На «Песне года 2021» мэтр появился в компании рэп-музыканта, выступающего под псевдонимом Log Dog, представив песню-лауреата с жизнеутверждающим названием «Мы будем жить». Loc Dog, «в миру» Александр Жвакин, в отличие от участников ранее описанных дуэтов, отнюдь не новичок в музыкальном мире. Он начал карьеру и снискал популярность ещё в середине «нулевых» годов, в рядах любителей своего жанра считается уже именитым исполнителем, но на контрасте с Лещенко он представляет совсем другую эпоху и музыкальную стилистику. Припев композиции и вокальная партия Льва Валериановича в этой песне звучат, как своего рода «привет» из музыкального прошлого. Контрастностью и в то же время органичностью, соседством и слиянием музыкальных парадигм и цепляет эта композиция.
Песню «Мы будем жить» Лещенко и Жвакин выпустили летом ушедшего года. Рассказывая об этом, Лев Лещенко отметил, что с Александром он знаком давно, и у них уже был опыт совместной работы.
«Мне было комфортно работать с Сашей. Его творчество мелодично, он удивительно тонкий и глубокий человек, что сегодня редкость. Мне важно решать с такими людьми новые музыкальные решения», - отозвался Лещенко о своём партнере.
Дуэтную песню написал современный композитор Владимир Чиняев, текст написан Александром Жвакиным. Съемки клипа проходили в Крыму.
Лещенко отметил, что его удивило и порадовало большое внимание к песне и положительная оценка аудитории
Песня, которая вышла, не очень коммерческая. Она может просто нравиться, будоражить сердца и радовать людей, в ней есть оптимистическая нота, которая поддерживает народ», - рассказал Лев Валерианович.
Мот и Валерий Меладзе «Сколько лет»
В 2019 году артист популярного лейбла «Black Star» Матвей Мельников, он же рэпер Мот, объединился в творческую коллаборацию с известным эстрадным исполнителем Валерием Меладзе. Они выпустили песню «Сколько лет».
Уже несколько десятилетий, с середины 90-х годов, Валерий Шотаевич Меладзе остается ярким и популярным артистом, выделяющимся своеобразной музыкальной стилистикой. Узнаваемый стиль поп-композиций, исполняемых Меладзе, часто связывают с «творческим почерком» родного брата Константина, который написал подавляющее большинство произведений сольного репертуара певца. Братский тандем Меладзе – это тот случай, когда уникальная музыкальная эстетика рождается «совместными усилиями» автора и исполнителя. Тут «постарались оба», как выразилась по этому поводу музыковед Анна Виленская. Иногда кажется, что что бы ни пел Валерий Меладзе, где-то рядом маячит тень его брата, даже если это не так. Например, к песне «Сколько лет» Константин Шотаевич никакого отношения не имеет. Музыку к ней написал Мот, слова – Евгений Лишафай, автор хитов Ани Лорак, Егора Крида и других популярных исполнителей. Однако характерный дух «меладзиады» всё равно пронизывает эту композицию благодаря присутствию Валерия, вот что значит узнаваемая исполнительская манера.
Мнение меломанов по поводу этой песни, как всегда, разделились: часть целевой аудитории Мота в негативном ключе высказывалась о моде «петь со стариками», слушатели со стороны Мелазде, напротив, указывали на большую разницу в уровне исполнителей, естественно, в пользу Валерия. Но были и те, кто положительно оценил и дуэт и обоих его участников.
Леван Горозия (L’One) и Леонид Агутин – Феникс
Примерно в одно время с треком Мота и Меладзе, весной 2019 года слушателям был представлена ещё одна подобная межпоколенческая коллаборация популярного поп-исполнителя, прославившегося в 90-х и представителя современной рэп-музыки с лейбла «Блэкстар». Леван Горозия под псевдонимом L One записал трек «Феникс» для альбома «Пангея». Поучаствовать в работе над произведением он пригласил Леонида Николаевича Агутина, автора и исполнителя, заслуженного артиста России, одного из наставников «Золотого состава» шоу «Голос».
Альбом «Пангея», состоящий из 11 треков –результат кругосветного путешествия, вылившегося в «музыкальный манифест». Трек «Феникс», по словам Левана, он написал, находясь на Мысе Доброй Надежды, и сразу услышал в ней Агутина, но долго не решался предложить ему сотрудничество, не знал, как подступиться к прославленному музыканту. В конце концов, звонок, а следом за ним и совместный трек – состоялись.
Little Big и Руки вверх «Слэмятся пацаны».
Это тот случай, когда вместе объединились артисты из разных творческих, а не возрастных поколений. Разница в возрасте между лидерами групп «Руки вверх» Сергеем Жуковым и «Little Big» Ильей Прусикиным не так велика, но при этом они представляют совсем разные по содержанию музыкальные эпохи. В последние годы Жуков вновь стал активно «проявляться» в музыкальной культуре, выпускать новые треки. Однако у меломанов группа «Руки вверх» неразрывно ассоциируется со второй половиной 90-х – началом «нулевых», когда Жуков выступал дуэтом с Алексеем Потехиным, исполняя «Алешку», «Он тебя целует», «18 мне уже» и другие популярные поп-хиты того времени.
«Little Big», в свою очередь – характерное и в то же время своеобразное и неоднозначное явление именно нашего времени. Музыкальный коллектив изначально зародился как проект видео-блогеров. Группа «выстрелила» в 2018 вирусным хитом “Skibidi”, от которого у кого-то волосы дыбом вставали, а кто-то не мог удержаться, чтоб не пуститься в пляс. Часто две этих реакции были «стадиями» восприятия трека одним и тем же человеком. На волне популярности «Skibidi», в октябре 2018, «Little Big» представили совместную работу с Сергеем Жуковым и группой «Руки вверх» -энергичный трек под названием «Слэмятся пацаны». Получился интересный сплав «развлекательно-юмористической» составляющей, характерной для «Little Big», с традиционной поп-музыкой «жуковского образца». Почерки обоих исполнителей ощутимы и удачно «соседствуют». Большое внимание было уделено видео, снят сюжетный клип, в котором Сергей Жуков предстал в роли руководителя секты «Свидетелей слэма».
Значение слово «слэм» большинству меломанов как правило известно, но поскольку меня читает разная аудитория, осознаю необходимость пояснить. Слэмом называют манеру поведения публики на концертах, которая, попросту говоря, сводится к активному толканию друг друга, а слэмиться – производный глагол, обозначающий участие в слэме.
Любовь Успенская и Ирина Дубцова «Я тоже его люблю»
Заканчиваю подборку самым «стареньким» по времени выхода примером, относящимся к 2014 году. Обе его участницы уже достаточно опытные артистки, и творческая дистанция между ними не сказать, что неимоверно велика, но тем не менее принадлежность к разным поколениям очевидна.
Ирина Дубцова, обретшая широкую популярность после победы в 4-м сезоне «Фабрики звезд», начинала карьеру в 1999-2001 году в составе группы «Девочки», позже состоялась не только как певица, но и как автор. О её песнях в репертуаре разных артистов недавно выходил материал. Почему-то композицию «Я тоже его люблю», исполненную с Любовью Залмановной Успенской, я тогда оставил без внимания, так что, пользуясь случаем, наверстываю упущенное.
К Любови Успенской, чьё творчество часто рассматривают в контексте такого эфемерного и разнородного музыкального явления как русский шансон, всесоюзная популярность пришла ещё в середине 80-х годов. Певица пополнила ряды отечественных музыкантов, эмигрировавших в США, после возвращение возобновила карьеру на родине, в новом веке оставаясь довольно узнаваемой фигурой. В последнее время она часто появляется на телевидении и вновь находится в поле внимания аудитории, её часто именуют «королевой шансона».
В феврале 2014 года Любовь Залмановна справила своё 60-летие, песня «Я тоже его люблю», исполненная в дуэте с автором слов и музыки Ириной Дубцовой, оказалась приуроченной к этой дате как своего рода подарок поклонникам. Певицы, подходящие по отношению друг к другу на роли матери и дочери, в этой композиции выступили от лица жены и любовницы. На песню был снят атмосферный клип в эстетике 30-х годов.
Некоторые примеры из сегодняшней подборки в очередной раз наводят на мысль о том, что в музыке нет границ. Порой рождаются самые неожиданные союзы, и даже меломаны и профессионалы, скептически относящиеся к современной музыкальной эпохе, могут найти в новой музыке что-то интересное для себя. На этот счет у каждого своё мнение. В материалах канала я традиционно ничего не доказываю и не навязываю. Публикации не имеют рекомендательного характера, а лишь описывают явления и сюжеты из музыкального мира такими, какие они есть.
Материал написан исключительно в развлекательных целях, рассчитан на широкую читательскую аудиторию, основывается на информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте те песни, которые Вам нравятся и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.
Ссылки на материалы канала упомянутые в публикации:
Явление "Мумий Тролля". Подборка 10 хитов флагманов "русского роко-попса".
Ирина Дубцова - автор песен для российских исполнителей. Подборка из 7 композиций.