отрывки из романа "Последние". Продолжение
После первого класса Яша перевелся в девятилетнюю трудовую школу, и там ввели вдруг бригадный метод обучения. Класс разбили на бригады из четырех-пяти человек. Впятером решали одну задачу, отвечали на вопрос учителя, бригадой проверяли друг у друга домашнее задание, коллективно сдавали экзамен, вытащив один билет на всех. Получали общую оценку, все — одинаковую.
Быстро сообразили разобрать любимые предметы, хорошо зажили. Любимым предметом Яши оказалось лицедейство, но в школьной программе ничего подобного не нашлось. Поэтому он в бригаде взял на себя культуру: отвечал за подготовку к литературе, к политинформациям и с большим энтузиазмом рисовал стенгазету, черпая идеи в доступных ему журналах. После фиаско с фортепиано Яша освоил художественный свист. С большим успехом выступал на школьных концертах. Его даже включили в агитбригаду, разъезжавшую по Ленинградской области с целью пропаганды всеобщей грамотности. Талантливый мальчик отбивал чечетку под мотивчик «Сердце красавиц склонно к измене…». Выступали часто на свежем воздухе, на крыльце какой-нибудь конторы или кооперативной лавки. Зрители располагались полулежа на лужайке, сидя на завалинке, на чурбаках, вынутых из ближайшей поленницы. Задние ряды наблюдали за разворачивающимся действом стоя. Особой благодарностью публика откликалась на «Кирпичики». Ученики трудовой школы исполняли сначала классический вариант:
На окраине где-то города
Я в убогой семье родилась,
Горе мыкая, лет пятнадцати
На кирпичный завод нанялась.
Было трудно мне время первое,
Но потом, проработавши год,
За веселый гул, за кирпичики
Полюбила я этот завод.
На заводе том Сеньку встретила,
Лишь, бывало, заслышу гудок,
Руки вымою и бегу к нему
В мастерскую, набросив платок.
Кажду ноченьку с ним встречалися,
Где кирпич образует проход…
Вот за Сеньку-то, за кирпичики
Полюбила я этот завод…
Проигрыш между куплетами Яша отбивал художественным свистом и чечеткой. История любви рабочего класса на фоне революционного преобразования окружающей действительности зачаровывала деревенских слушателей. После бурных аплодисментов та же компания выходила на крыльцо еще раз и теперь уже предлагала другой вариант текста на прежний мотив:
Как на фабрике была парочка:
Он был Сенька, рабочий простой,
А она была пролетарочка,
Всем известна своей красотой.
Вот она ему и понравилась,
Что не мог отвести с нее глаз,
И во сне она ему снилася,
Как увидел ее в первый раз.
Пролетарочка, черноокая,
Ты весенний прекрасный цветок,
Ой, какая ты уж жестокая,
Подойди, поцелуй хоть разок!..
Во втором варианте события происходили во времена НЭПа, и пролетарочку, к несчастью Сеньки, но к удовольствию публики, в финале неизменно «давило машиной». Бабы и девки порой даже ревели, утирая слезы кончиками повязанных на головах платков. Трагический финал готовил сельское общество к пробному уроку грамоты. На урок оставались немногие, но все же оставались. Привлекала обещанная в недалеком будущем возможность «списать слова» полюбившейся песни. Безграмотные запоминали текст «Кирпичиков» на слух, а что не запомнилось, переиначивали на свой манер, лишь бы слова уложились в мотивчик.
Ради агитпробегов артисты пропускали уроки. Ничего страшного: на оценках пропуски никак не сказывались, потому что учебная бригада выполняла задания, сдавала учителям положенные работы в установленный срок, и процесс обучения в целом шел в правильном направлении.
Рольф первым сообразил, что кузен готов художественно просвистеть свой шанс на полноценное образование. По решению семейного совета Яков после пятого класса был изъят из экспериментальной школы и помещен для дальнейшего обучения в бывшую гимназию принца Ольденбургского на Большой Спасской улице в Лесном, районе Ленинграда, почти примыкавшем к колонии. Все ровесники Яши, проживающие в колонии, ходили именно в эту школу.
другие отрывки из романа Любовь Соколовой "Последние" ищите здесь, полный текст на Литрес. Вы узнаете, что было до, как развивались события и чем всё закончилось
События в романе происходят на протяжении ХХ века с 1905 по 2000 гг. в С. Петербурге, Берлине, Париже, на Урале и в Карелии. В центре повествования клан российских немцев, сельскохозяйственная колония в пригороде Ленинграда. Параллельно развивается "русская линия". Две династии переплетаются, причудливо и отчасти мистически. Последняя реликвия, явленная им случайно, грозит пролить свет на трагическую тайну немецкой семьи. Способны ли прочесть зашифрованный в ней код последние представители трех ветвей одного рода?
#рассказ #правдивая история #20-е годы ХХ века #образование в ссср