"Да где в реальной жизни мне пригодится ваша физика?" Столько раз меня об этом спрашивали.
Если коротко ответить на этот вопрос, то везде. Но самой жизненной темой я считаю "электрический ток". Закон Ома, закон Джоуля-Ленца, формула для сопротивления, особенности последовательного и параллельного соединений и так далее. Даже немного жаль, что в рамках школьной физики проходится лишь теория, а лабораторные работы не отражают всей реальной нужности электричества.
Хорошо, что у меня в школе был такой предмет как радиоэлектроника. Там мы учились паять, придумывали всякие электронные игрушки со светодиодами, сиренами, электромоторчиками и прочим. Вот уж поистине полезнейший предмет в реальной жизни. Ну, по крайней мере для мальчиков, как мне думается.
Вчера я делал подогрев руля. В теории кажется всё легко — обмотал руль проволокой, которая будет греться при прохождении тока, обтянул поверх проволоки руль кожей и готово. Но нет. Сначала нужно выбрать материал, которым обматывать руль.
В школе это было просто: берешь табличку и прикидываешь по формулам нужное удельное сопротивление. В реальной жизни все немного сложнее. Нужно учитывать то, что медь окисляется при взаимодействии с кислородом и слишком мягкая, чтобы обматывать ей руль, так как ненароком порвать тоненькую проволочку под кожей проще простого. Плюс нужно учесть фактор доступности. Ту же нихромовую проволоку небольшим мотком да ещё и нужного сечения найти очень сложно.
Потом надо рассчитать сопротивление. Потом прикинуть силу тока, которая пойдет по этому нагревательному элементу. Сделать корректировки согласно закону Джоуля-Ленца, чтобы руль грелся достаточно быстро, но в то же время не обжигал руки через две минуты.
Когда всё посчитано, кажется, что работа сделана, но нет. Ток нужно пропускать через часовую пружину в руле ("улитку" в простонародье), а она от больших токов (больше 1-2 А) может расплавиться. Поэтому нужен преобразователь напряжения. Выяснилось, что у заказанного на Али был сломан один клеммник и не работал построечный резистор — пришлось бежать в магазин радиодеталей и перепаивать.
Потом начинает подавать голос внутренний перфекционист, который говорит, что не надо пилить пластик и колхозить страшную кнопку с диодом, а надо использовать место под заглушкой под штатную кнопку на панели с кнопками обогревов.
Отдельная проблема найти кнопку. Штатно ни в одной комплектации подогрева руля не было, значит, и штатной кнопки с такой пиктограммой нет. Нужно переделывать из другой кнопки, и рисовать лазером другой рисунок — это так, лирическое отступление, не относящееся к теме электричества.
Другая засада в том, что кнопка нефиксируемая, а значит, нужно реле, которое будет замыкать и размыкать цепь. Плюс в самой кнопке есть подсветка, которая должна загораться при включении габаритов, и светодиод, который должен загораться, когда цепь замыкается. Не то, чтобы это очень сложно (при наличии схем того и другого в интернете), но в купе с тем, что пять контактов кнопки надо правильно соединить с шестью контактами реле, чтобы всё верно работало, это какая-никакая задачка и кое-что о том, как идет ток и работают схемы, надо понимать. И да, эти схемы надо уметь читать.
Когда всё сделано, проверено дома и работает, как надо, испытываешь маленький катарсис. Но открывать шампанское ещё рано, потому что теперь всё это нужно перенести в машину и инсталлировать.
Как я уже сказал, в руле есть часовая пружина, а там шлейф, по которому ток передается на рулевое колесо, чтобы работала подушка безопасности, клаксон, круиз-контроль, управление музыкой. Среди множества контактов, нужно найти незадействованные, к которым подключаться. Беда в том, что некоторые из них не прозваниваются. И хорошо, если свободные контакты вообще найдутся.
Когда все проблемы решены, дело остается за малым — протянуть проводку, найти место, где взять массу и закрепить всё так, чтобы ничего не отвалилось.
И это лишь одна история. Когда прокладываешь проводку дома, чинишь розетку или детскую игрушку, тоже нужны школьные знания электричества.
Что же касается других тем физики, то они тоже нужны. Но они нужны скорее для того, чтобы понимать природу вещей, природные явления и устройство всяких бытовых вещей, а вот с электричеством приходится именно работать. Это раньше многие вещи были механическими, сегодня почти всё электрическое. Так что, мальчики (если вы меня читаете), имейте в виду, что темы по электричеству в школе точно нельзя пропускать.
Ещё интересно: