Сочинение «Канкай ибун» или «Удивительные сведения об окружающих Землю морях» написано в 1807 году двумя чиновниками японского княжества Сэндай на основе рассказов четырех японских моряков, в 1793 году попавших в шторм и унесенных течением к Алеутским островам. Там они были найдены русскими, перевезены в Охотск, а затем в Иркутск, где прожили до 1803 года.
Четыре японских моряка прожили в России 8 лет и успели собрать много сведений о том, как русские люди выглядят, ведут быт, одеваются, развлекаются. В общем, из воспоминаний получилось что-то вроде «Энциклопедии русской жизни глазами японца»
Во время подготовки кругосветного плавания под командованием Крузенштерна японские моряки были доставлены в Санкт-Петербург, где были приняты Александром I и получили предложение вернуться на Родину. Вместе с российскими моряками они проделали путь из Кронштадта в Нагасаки, и были переданы японским властям. Эти четверо моряков стали первыми японцами, совершившими кругосветное путешествие.
В шестнадцати тетрадях «Канкай ибун» рассказывается о необыкновенных приключениях японских моряков, описываются географическое положение России и её отдельных территорий, быт и нравы населения, природные богатства, язык, Санкт-Петербург и придворная жизнь, а также земли, посещенные японцами в составе экспедиции Крузенштерна: города Европы и Южной Америки, Маркизские и Гавайские острова, Камчатка. Последние три тетради описывают пребывание посольства Резанова в Нагасаки и исход переговоров с японцами.
Вот, например, что носили русские:
А это столовые приборы, которыми ели:
Еду, положенную в посуду, ставят в центр стола, а вокруг стола стоят стулья для всех людей. Каждый человек садится на свой стул вокруг стола, обратясь к нему лицом. На стол перед каждым обедающим ставят тарелку. На нее накладывают пищу от центра стола и едят. Рядом кладут три прибора: нож, вилку и ложку. Держа их в руках, мясо режут ножом, помогая себе вилкой, вилкой же накалывают и едят.
И монеты, которые были в ходу:
Ещё любопытно то, что те четыре японских моряка не сами делали зарисовки. После возвращения на родину иллюстрировать рассказы из их путешествия взялись профессиональные художники. Получается, что рисунки дошли до нас через «третьи руки», но всё равно сохранили реалистичность и живость
«Медный всадник» - это будда на открытом воздухе
В тексте одиннадцатого свитка приводится описание памятника Петру I, который японские моряки видели во время пребывания в Петербурге. Этот рисунок является одним из самых известных в сочинении.
С глубокой древности скульптура в Японии существовала как часть религиозного буддийского культа: каменные и медные изваяния будд и бодхисатв можно было встретить повсюду. Поэтому, памятник человеку, пусть даже правителю, для японцев XVIII века был удивительным явлением.
Японские моряки сравнивали его с «буддой на открытом воздухе», хотя и отмечали, что «гуляющие, проходя мимо, смотрят на него, не замечая, даже не сгибают поясницу».
Рассматривать подобные произведения всегда очень интересно, так как в них перед читателем открывается взгляд «пришлеца» на казалось бы обычные вещи, как столовые приборы. Этот «пришлец» видит всё по-новому, и способен заставить нас также взглянуть на вещи под другим углом.
Оригинал книги «Канкай ибун» можно увидеть на выставке «Крузенштерн. Вокруг света»