Найти в Дзене
Беречь речь

Почему сын князя Ярослава был Олегом Настасьичем? За что на Руси лишали отчества и давали матчество

«У ребёнка и так будет твоя фамилия и твоё отчество, дай мне хоть имя выбрать!» — аргументируют иногда женщины в споре с мужем. Какая-то вселенская несправедливость с этими мужчинами. Дети общие, а в их имени никакого намёка на мать. Но так происходит не всегда и не везде. Обычно ребёнок при рождении получает отчество — часть родового имени, образованную от имени отца. Но параллельно с отчествами в обществе «живут» матронимы. Матроним — это часть имени, образованная от имени матери. На Руси до XIII века отчествами почти не пользовались, однако первое упоминание отчества датировано 945 годом. В старину похвастаться отчеством могли только знатные люди и князья. У простых людей отчеств не было. Тем любопытнее, что наряду с отчествами на Руси существовали матчества. Кому и за что их давали? «Да ты знаешь, кто моя мать?!» Первый случай замены отчества на матчество относится к хорошему сценарию для ребёнка. Понятно, что знатные люди искали себе жену из такой же знати, и происхождение матери
Оглавление

«У ребёнка и так будет твоя фамилия и твоё отчество, дай мне хоть имя выбрать!» — аргументируют иногда женщины в споре с мужем. Какая-то вселенская несправедливость с этими мужчинами. Дети общие, а в их имени никакого намёка на мать.

Но так происходит не всегда и не везде. Обычно ребёнок при рождении получает отчество — часть родового имени, образованную от имени отца. Но параллельно с отчествами в обществе «живут» матронимы. Матроним — это часть имени, образованная от имени матери.

На Руси до XIII века отчествами почти не пользовались, однако первое упоминание отчества датировано 945 годом. В старину похвастаться отчеством могли только знатные люди и князья. У простых людей отчеств не было.

«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», И. А. Акимов
«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», И. А. Акимов

Тем любопытнее, что наряду с отчествами на Руси существовали матчества. Кому и за что их давали?

«Да ты знаешь, кто моя мать?!»

Первый случай замены отчества на матчество относится к хорошему сценарию для ребёнка. Понятно, что знатные люди искали себе жену из такой же знати, и происхождение матери играло большую роль в родовом полноправии детей.

Но иногда выходило так, что мать была из более знатного рода, чем отец. Или известность жены и рода, к которому она принадлежала, превосходила известность мужа. Тогда ребёнку вместо отчества давали матчество. Для его же блага.

Матчество в этом случае служило своего рода пропуском в мир «уважаемых людей», где об имени матери наслышаны больше, чем об имени отца.

Согласно летописи, матчество носил Василько Маричинич — сын княгини Марицы (Марии) Владимировны, которая была дочерью Владимира Мономаха.

«Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком», А. Д. Кившенко.
«Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком», А. Д. Кившенко.

Его отцом был «царевич Леон», выдававший себя за сына свергнутого византийского императора. Мономах всячески поддерживал борьбу лже-сына за византийский престол, пока жизнь Леона не оборвали наёмные убийцы.

И грустный повод: иногда матчество давали ребёнку, которого в одиночку растила вдова.

Безотцовщина на Руси

К незаконорождённым детям на Руси относились презрительно. В разных губерниях их называли боровичками, подзаборниками, половинкиными сынами, байстрюками и прочими неприятными прозвищами.

Обычно их рождение не сулило ничего хорошего даже матери. За внебрачные связи могли наказать, а шансы удачно выйти замуж у незамужней женщины близились к нулю.

Матчество имели дети, чей отец официально был не известен, например, отказался признать свою причастность к появлению ребёнка на свет. Также по имени матери могли называть незаконнорождённых детей, которым род отца отказал в родовых правах. А обычно именно так и было.

«Князь Роман Галицкий», Н. В. Неврев
«Князь Роман Галицкий», Н. В. Неврев

Сын князя Ярослава Галицкого (Осмомысла) в летописи назван Олегом Настасьичем (Настасьчичем) по имени матери — наложницы Настасьи. Осмомысл хотел передать Олегу галицкий престол в обход законнорождённого старшего сына, но не сумел. После его смерти галицкие бояре не приняли мальчика в качестве наследника, поэтому он так и остался носителем матчества.

А какое матчество было бы у вас, если бы традиция изменилась? Как вообще относитесь к такой возможности? :)

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Приходите в мой Telegram и в блог ВКонтакте. Другие интересные факты о славянской культуре и истории России ищите по тегу #бр_русская_история (нажмите на него).