Бытует мнение, что в июле 1941 года, после нападения Германии на СССР, РККА несла огромные поражения по всем фронтам.
Считаю, что это несправедливое преувеличение, поскольку бывали и сражения в которых даже лучшие моторизованные части Гудериана были безпомощны и упирались в несокрушимую стену из солдат и танкистов РККА, преодолеть которую своими силами, без помощи подкреплений они был практически не в состоянии...
Известный факт, что молниеносность с которой осуществляли движение танковые дивизии Гудериана в начале Второй Мировой на Восточном фронте потрясает воображение любого даже бывалого генерала.
Немецкие дивизии славились тем, что преодолев огромный марш по танковым меркам в 500 км, могли в с ходу вступить в бой. Процент поломавшейся техники во время таких бросков не превышал 5%, что конечно являлось показателем.
Тем не менее, посреди громких побед, были и тяжелые и очень неприятные военные неудачи для сил "Вермахта", которые ставили под угрозу срыва всю операцию "Барбаросса".
Как известно 17 июля Немецкие части 24-го моторизированного корпуса смогли с боями занять Смоленск, да это было тяжёлый удар для войск РККА, но если посмотреть, что происходило неделю назад, то картина может резко поменяться.
Сложилось так, что в первые дни июля первые подразделения 2-й ТГ подобрались к юго-западу от Смоленска, на самом деле до города оставалось менее 150 км. В том бою бились с немецкими захватчиками части 61 СК, корпус к слову уже успел поучаствовать в тяжёлых боях и был не в полном составе. Костяком сил РККА была 172 стрелковая дивизия, первостепенной задачей её значилась оборона города Могилев.
Войска Гудериана, 12 июля пошли в лобовую танковую атаку, которая из воспоминаний ветеранов была полностью провальной. Всё дело в том, что немцы поверив в свои силы, решили брать наши укрепрайоны с ходу, что до поры до времени им удавалось.
В результате немецкие танки пошли в атаку без поддержки пехоты, по скольку та ещё не вышла на позиции и опаздывала. Советской же пехоте в этот момент удалось ликвидировать угрозу в виде одной роты 3-й танковой дивизии "Вермахта".
По факту, из воспоминаний офицера Хортса Зобеля:
"Советские войска оказались кратно сильнее, чем мы даже могли себе представить”.
Фактически считаю, это был первый по настоящему значимый успех Советской армии. Главным подтверждением которого стали реальные кадры уничтоженных танков из 3-й танковой дивизии Вермахта.
Конечно стоит отметить, что на следующий день части 61-го корпуса отступали с боями под ударами превосходящего противника, но всё же смогли сдержать его натиск. 14 июня танковые дивизии под руководством самого Гудериана повторно пытаются пробить брешь в линии фронта. Атака была направленна на позиции 160-й стрелковой дивизии, атаку на неё проводила штурмовая группа с использованием до 30 танков и самоходных установок.
Атаку эту наши войны сумели отразить, хоть и не без проблем. По сути 15 июля частям 13-й армии, в которую входил 61-й стрелковый корпус, необходимо было контратаковать немецкие позиции, по плану командования, но всё получилось как зачастую бывало в те времена, приказ не дошёл до подразделений из-за проблем со связью, вследствие чего выгодное время для атаки было упущено и закрепить успех не удалось.
Без приказа и разрешения командования (которое по сути было, но не дошло) наши части провели небольшие локальные контратаки, понимая что это нужно сделать, но в грандиозное наступление не пошли.
Тем временем моторизированные части противника стянули свои войска и начинают продавливать фронт корпуса, который в безвыходной ситуации отходит на Восток.
Постепенно на позиции Гитлер подтянул части 2-й танковой группы, которые действовали в купе с пехотными подразделениями вермахта: 2 армейскими корпусами. По факту все они опять же завязли на наших позициях.
Как итог, игнорируя потерю связи между войсками и ставкой, несмотря на повсеместный хаос и дезорганизацию, танковый "бликриг" Вермахта начал разваливаться уже в июле 1941-го. Фактически моторизированные части Гудериана собственными силами уже не справлялись с ситуацией и не могли в одиночку прорвать наш фронт, как итог пришлось дожидаться полноценных полевых армий.
В общем считаю это был показательный момент, но не всегда наши командиры могли им воспользоваться!
А что вы думаете дорогие друзья по этому поводу?