История вопроса
Аббревиатура ABS расшифровывается точно также как и аббревиатура АБС по-русски — антиблокировочная система. Она интегрирована в тормозную систему с единственной целью — предотвращения блокировки колес в момент торможения. Когда какое-то из колес блокируется, система дает команду ослабить давление в конкретном контуре магистрали, и колесо продолжит катиться. Процесс блокирования-разблокирования КАЖДОГО из колес осуществляется по команде управляющего блока, и для каждого автомобиля «темпы срабатывания» разные. Количество этих срабатываний может достигать более 200 раз в минуту, то есть, до 3-4-5 раз в секунду. В момент, когда срабатывает антиблокировочная система тормозов, слышны характерные вибрирующие звуки (это работают клапаны, сбрасывающие давление тормозной жидкости в контурах магистрали), и отчетливо дрожит под ногой тормозная педаль.
Для справки: система АБС является одним из главных компонентов активной безопасности автомобиля. И я напомню, что пассивная безопасность отвечает за сохранность пассажиров в момент ДТП (сминаемые зоны кузова, ремни и подушки), а активная — за то, чтобы этого ДТП не случилось вовсе (рулевое управление, головное освещение, тормоза и так далее).
Также повторюсь, поскольку ЭТО ВАЖНО: система АБС была придумана и внедрена для того, чтобы сохранить управляемость автомобиля в момент торможения, ведь сегодня производители рассматривают водителя — как рядового потребителя бытового прибора. Сегодня от человека за рулем не требуется проявлять умения по импульсному или прерывистому торможению, которому когда-то специально обучали в автошколах. А самой главной ошибкой технически несведущих «спецов» является твердая убежденность в том, что АБС предназначена для УМЕНЬШЕНИЯ тормозного пути.
Это в корне неверно — система АБС как раз УДЛИНЯЕТ тормозной путь, но она позволяет водителю продолжать контролировать автомобиль во время даже экстренного аварийного торможения, дает возможность водителю маневрировать рулевым колесом, а не ждать беспомощно исхода при нажатой в пол педали тормоза. Другими словами — управлению автомобилем с системой АБС нужно учиться.
Из личного опыта
В скобках замечу, что профессиональному водителю с большим стажем система АБС как раз… мешает. И я знаю таких водителей, которые жалуются на слишком ранние или излишне навязчивые срабатывания ABS и намеренно ее отключают. А подавляющее большинство автовладельцев не являются — ни профессиональными водителями, ни автомобильными спортсменами. Причем последние (спортсмены) умеют тормозить и левой ногой, и выжимать одновременно все три педали — сцепления, тормоза и газа, и тд… Нынешние владельцы автомобилей, повторюсь еще раз, — потребители бытовой техники; на них и рассчитана система АБС. Лично для себя безопасным алгоритмом остановки автомобиля я, например, считаю такое усилие на педали тормоза, когда автомобиль останавливается, но АБС так и не начала своей работы.
Конструкция и неисправности
Система ABS состоит из таких компонентов:
— электронного блока управления системой;
— гидравлического блока и распределителя контуров рабочей тормозной системы;
— датчиков числа оборотов колеса (ступицы), они так и называются – датчики АБС;
— колесных тормозных механизмов и других исполнительных компонентов, которые могут быть связаны с системой ESP и другими.
Если в системе случается механическая неисправность, программный сбой или какая-то иная нештатная ситуация, то ABS — просто выключается. Тормозная система при этом продолжает работать, но уже без помощи ABS. О своем выключении система сигнализирует водителю аварийной лампочкой или пиктограммой на панели приборов. Напомню также, что зеленые светодиоды и пиктограммы на приборке являются информационными, желтые и оранжевые — предупреждающими, а красные говорят — «стоп машина», дальнейшее движение запрещено. Поэтому ошибкой является паника водителя по каждому случаю загорания значка системы АБС. После перезапуска двигателя, а иногда и без него, лампочка гаснет. Специально на автосервис по этому поводу обращаться не нужно, но если подобное начинает случаться часто и навязчиво, тогда при очередном посещении СТО на это следует обратить внимание вашего автомеханика.
В зависимости от типа и конфигурации ABS, от года выпуска автомобиля, от модели, а порой даже и от ее модификации, существует несколько приемов поиска неисправности и/или диагностики. Обычно начинают с наиболее простых и не самых затратных.
- Для начала проводим ревизию блока предохранителей или целенаправленно ищем сгоревший предохранитель системы АБС;
- На подъемнике нужно проверить наличие или отсутствие люфтов в ступичных подшипниках (и, кстати, делать это следует ВСЕГДА при регламентных ТО);
- Необходимо периодически проверять чистоту оптических элементов датчиков АБС, иногда система выдает ошибку как раз по этой причине; однако это также епархия специалистов СТО;
- Наконец, следует провести полноценную диагностику АБС и рабочей тормозной системы на специальном динамометрическом или тормозном стенде. Опыт также показывает, что неисправности случаются из-за обрыва (или надрыва) электрических разъемов, обрыва проводников или по причине нарушения соединения датчиков или других элементов системы с массой и так далее. Всё это также в ведении специалистов автосервиса.
Хочу особо подчеркнуть, что система АБС, а также в более широком смысле — вообще тормозная система автомобиля, являются «головными элементами авангарда» активной системы безопасности, и в данном случае — лучше перестраховаться, если что-то где-то как-то непонятно или смущает.
Тут же — к профильному специалисту!
Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист