Найти тему
ВТБ Страна

Русский модерн в лицах: главные имена с выставки в Третьяковке

Оглавление

Знакомимся с 5 художниками-модернистами, чьи работы нельзя пропустить на выставке в Третьяковской галерее.

Константин Богаевский, «Пейзаж»

Константин Богаевский. «Пейзаж», 1924 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Константин Богаевский. «Пейзаж», 1924 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Главная тема творчества Богаевского — это пейзажи, причем пейзажи его родного Крыма, мест, где он родился и жил. Художник писал не современные ему виды, а будто воссоздавал образы местности, какими они были задолго до него.

В пейзажах Богаевского нет людей и признаков цивилизации. Это идеальный пейзаж, сама суть природы. Чуть приглушенные цвета, извилистые деревья, кучерявые облака придают полотну фантастический характер. Это будто приглашение войти в воображаемый мир художника и подглядеть, какими он видит родные места.

Исаак Бродский, «Италия»

Исаак Бродский. «Италия», 1911 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Бродский. «Италия», 1911 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Эту картину Исаак Бродский написал во время путешествия по Италии, на острове Капри. Туда его пригласил Горький, с которым художник познакомился на пароходе.

В этой работе художник отразил многие детали, которые характеризуют Италию, — красочные фрукты и овощи, знойных женщин, национальные бусы и, конечно, сам насыщенный итальянский воздух. Действие происходит в пространстве между домами, где торговки предлагают виноград, персики, груши, а женщина с ребенком с интересом все рассматривает.

Бродский с большой любовью и вниманием выписывает детали и первого плана, и второго, где виднеются очертания домов с яркими крышами кирпичного цвета, почти невесомых гор и нежно-голубого неба. Так художнику удается передать атмосферу места, дать зрителям прочувствовать всю суть привычного итальянского дня.

Александр Головин, «Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна»

Александр Головин. «Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна», 1908 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Александр Головин. «Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна», 1908 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Александр Головин прославился не только как живописец, но и как блестящий театральный оформитель. Он создавал декорации к операм Большого театра «Ледяной дом» и «Псковитянка», к операм Мариинского театра, среди которых «Кармен», «Орфей и Эвридика», «Маскарад», а также сотрудничал с «Русскими сезонами» Дягилева. Так, он оформлял оперу «Борис Годунов», где главную роль исполнял Федор Шаляпин. Художник и певец много работали совместно, и это вылилось в цикл портретов — своеобразную «шаляпиниану».

На этой картине Головин изобразил Шаляпина в образе Олоферна, героя оперы Александра Серова «Юдифь». Шаляпин лежит на роскошном ложе, держа в одной руке чашу, а другой властно указывая вперед. Окружающая его обстановка с яркими орнаментами и пышными тканями передает особый колорит и роскошь Востока.

Головин очень тонко чувствует характер своего героя и подчеркивает это царственной позой Шаляпина-Олоферна и взглядом, полным страсти. При этом сам герой картины как будто сливается с фоном и становится частью декоративного узора.

Ольга Делла-Вос-Кардовская, портреты Ахматовой и Гумилева

В начале 20-го века Ольга Делла-Вос-Кардовская активно участвовала в петербургской художественной жизни. В 1903 году она стала одним из основателей Нового художественного общества и участвовала во всех его выставках. Позже она открыла собственную художественную школу в Царском Селе. Благодаря постоянному общению в богемных кругах художница познакомилась со многими выдающимися творцами Серебряного века и написала их портреты.

Яркий тому пример — портреты поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. И Гумилев, и Ахматова были довольны своими портретами и посвятили художнице поэтические строки.

Обе картины сближают стилистические приемы: в них точный, детальный рисунок, почти скульптурная пластика, а вот пейзажный фон напоминает декорации, куда художница поместила своих героев.

Александр Савинов, «На балконе»

Александр Савинов. «На балконе», 1909 год Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Александр Савинов. «На балконе», 1909 год Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Три года, с 1909-го по 1911-й, художник Александр Савинов работал в Италии как пенсионер Императорской Академии художеств. Именно тогда, в Неаполе, он встретил свою будущую жену — художницу Лию Цитовскую. Именно ее он изобразил на этой картине.

Работа выполнена в живописной технике, которая напоминает старую фреску. Вместе с идеалистической трактовкой натурного мотива это сближает полотно с жанром картины-панно. При этом сюжет подчеркнуто театрализован: главная героиня картины будто находится на сцене, на фоне декораций, которые призваны изобразить южный пейзаж.

Колорит картины очень яркий: здесь и насыщенная зелень, и желтые лимоны, и нежно-розовые горы, гармонирующие с накидкой девушки, и лазурное море, просвечивающее сквозь цветы и деревья. Все это создает образ райского сада — счастливого места и творческой мечты художника.

Для справки:

Познакомиться с яркими представителями русского модерна можно на выставке Государственной Третьяковской галереи «Русский модерн. На пути к синтезу искусств», которая будет идти до 31 августа. Банк ВТБ поддерживает проект, а также является многолетним партнером галереи.