Найти тему
Исторический процесс

На борту советской «К-19» возникла угроза расплавления

Оглавление

Более 30 лет советской ракетной подводной лодке «К-19» не везло. Её снова и снова ремонтировали — и терпела очередную аварию со летальными последствиями. В её реакторе жили даже черные жуки.

Подводная лодка «К-19» после аварии в феврале 1972 г.
Подводная лодка «К-19» после аварии в феврале 1972 г.

Некоторым кораблям не везло. Они чаще, чем в среднем, попадали в аварии или у них случались поломки, их ремонтируют, они возвращаются к работе, а затем снова попадают в следующую аварию. Одним из таких особо трагичных судов является советская подводная лодка К-19.

На самом деле маловероятно, что две подводные лодки столкнутся друг с другом в мировом океане. Ведь морские просторы хоть и не бесконечны, но все же очень велики.

Ударная подводная лодка USS "Гато" типа «Трешер» выполняла шпионскую миссию под кодовым названием « Holystone » в Баренцевом море. Ее задачей было использовать специальные датчики для прослушивания советских территориальных вод. Она ​​курсировала сразу за пределами официальной трехмильной зоны у побережья, но в пределах двенадцатимильной зоны, на которую претендовал Советский Союз.

14 ноября 1969 г. около 21 часа гидроакустики "Гато" услышали шум винта - это был "К-19". Но они недооценили скорость советской лодки, а также неправильно оценили её положение. В последующие часы относительное положение двух подводных лодок друг к другу изменилось незначительно.

Вдруг что-то протаранило „Гато“ в середине корабля, примерно там, где началась секция реактора. Сильный удар вызвал мгновенную реакцию у американских офицеров: офицер, отвечающий за вооружение, побежал вниз, чтобы немедленно подготовить к использованию торпеды с ядерными боеголовками.

Военный корабль США "Гато" с катером связи на борту
Военный корабль США "Гато" с катером связи на борту

Но приказа о стрельбе не последовало, потому что капитан подводной лодки „Гато" оставался хладнокровным. Он не верил в нападение. Фактически, его акустики по гидролокатору слышали, что другая лодка была в серьезной беде: она неуправляемо затонула, по-видимому, из-за появления протечек после столкновении. Только благодаря аварийному выдуванию водолазных камер „К-19“ смогла подняться на поверхность моря. Она была сильно повреждена, гидролокатор на носовой части был оторван.

Американская лодка «Гато» пробралась обратно в Северную Атлантику, где через два дня нарушила радиомолчание. Защитная броня вокруг реактора никак не пострадала.

С другой стороны, для «К-19» это был второй серьезный, угрожающий существованию инцидент; было несколько мелких. Лодку, заложенную в 1958 году, действительно преследовали неудачи. Во время первых испытаний реактора уже произошла серьезная авария; техника была загружена в два раза больше разрешенной. Во время последующего ремонта техник обнаружил внутри реактора живых черных жуков; радиоактивность, по-видимому, их не беспокоила.

Подводная лодка «К-19» возвращается в порт приписки, 1972 г.
Подводная лодка «К-19» возвращается в порт приписки, 1972 г.

Морская вода просачивалась в реакторный отсек во время приемки. Сразу после того, как готовая лодка была принята флотом, из-за дефекта вышел из строя циркуляционный насос реактора.

В следующем году один из матросов артиллерийского расчета был раздавлен при погрузке ядерной ракеты. 12 апреля 1961 года «К-19» пришлось снова всплывать, так как из-за неисправности гидропланов лодка пошла ко дну.

4 июля 1961 г. на борту «К-19» произошла серьезная авария реактора: отказало охлаждение, возможности аварийного охлаждения снаружи не было. Был риск расплавления или даже ядерного взрыва. Поэтому капитан Николай Владимирович Сатеев направил девять матросов в сильно облученный реакторный отсек для охлаждения активной зоны реактора с близкого расстояния.

Фото из фильма "К-19"
Фото из фильма "К-19"

Восемь из девяти умерли от лучевой болезни в течение следующих трех недель, последний и 13 других членов экипажа - в течение следующих двух лет. Кстати, история этой аварии достаточно вольно воссоздана в голливудском фильме "К-19".

Потерпевшая крушение подлодка была отбуксирована в порт приписки и полностью перестроена там в 1962 году. Лодка получила новое реакторное отделение и вернулась в строй в октябре 1963 года — только для того, чтобы столкнуться с другой лодкой США в 1969 году.

После столкновения с ней К-19 вновь был отремонтирован. Но это была не последняя авария: 24 февраля 1972 года на борту, при глубине погружения 120 метров, возник пожар. 28 матросов погибли, еще двенадцать были заперты в кормовом отсеке, двери которого из-за жары уже нельзя было открыть. Их освободили только в порту.

Подлодка "К-19" во время ремонтных работ в 2003 г. - видна сильно доработанная башня
Подлодка "К-19" во время ремонтных работ в 2003 г. - видна сильно доработанная башня

Десять лет спустя и произошло несколько мелких происшествий: 17 августа 1982 года, моряк получил сильные ожоги разрядом электричества во время ремонта. Он скончался через три дня, были еще двое тяжелораненых.

19 апреля 1990 года «К-19» официально списана, а в 2003 году отправлена ​​на слом. Использование этой лодки унесло жизни по меньшей мере 52 человек почти за 30 лет.

С 1945 года произошло несколько аварий с участием советских и российских подводных лодок, которые унесли больше или одинаковое количество жизней. Например, потопление "Курска" со 118 погибшими в августе 2000 года или К-8 с 52 погибшими в 1970 году. Но ни одна другая атомная подводная лодка не вызывала столько проблем за такой длительный период времени, как К-19.

Спасибо за прочтение!!!

Подписывайтесь на канал!!!

Ссылка на другие статьи автора