Прочитал в парламентской газете о внесении поправок к закону об исполнительном производстве и не смог не написать свое мнение по этому поводу.
Согласно предлагаемым поправкам судебный пристав-исполнитель будет обязан окончить исполнительное производство в течение 3-х дней с момента оплаты всей суммы долга, либо с момента, когда стало известно о признании должника банкротом.
Тот же срок для окончания и прекращения исполнительного производства предлагается установить и в других случаях, в том числе, когда у должника отсутствует имущество, на которое было бы можно обратить взыскание.
Вносящие данные поправки депутаты Госдумы считают, что таким образом удастся своевременно оканчивать исполнительные производства и не допускать сохранения ограничительных мер в отношении имущества должника, ограничения прав самого должника, а также мер принудительного характера в виде обращения взыскания на денежные средства должника, списание их со счета, его доходы и имущество.
В настоящее время судебные приставы не спешат оканчивать исполнительные производства даже после оплаты долга, об этом я писал в одной из статей про историю заемщика, ставшего должником (завершение истории).
Что уж говорить о случаях признания должника банкротом или отсутствии у должника имущества.
Поправки направлены на улучшение положения должников, но вот изменят ли они ситуацию?
По моему мнению, однозначно, нет.
В законе об исполнительном производстве перечислены сроки, обязательные для соблюдения должностными лицами ФССП (статья о них), которые массово не соблюдаются.
В качестве примера приведу случай, когда я сам принес в свой бывший отдел исполнительный лист, исполнительное производство по которому было возбуждено только через месяц после моего звонка заместителю начальника отдела, а не в установленные законом об исполнительном производстве сроки (статья о сроках в исполнительном производстве).
Одним из плановых показателей для судебных приставов является план по окончанию исполнительных производств, исполнение которого требуют, а за неисполнение наказывают.
Иначе говоря, судебный пристав и без принятия этих поправок заинтересован в скорейшем окончании исполнительных производств.
Поэтому фактическим исполнением судебный пристав оканчивает исполнительное производство даже раньше, чем следует, при поступлении денежных средств на депозитный счет отдела, а нужно оканчивать после перечисления этих денег взыскателю.
Достаточно охотно приставы оканчивают и исполнительные производства в связи с банкротством должника и при отмене решения суда, на основании которого был выдан исполнительный лист, делать это можно не вставая с рабочего места.
Что касается окончания исполнительного производства по невозможности, то с этим значительно сложнее.
Однако окончание исполнительного производства, пусть даже и в трехдневный срок с момента оплаты суммы долга вовсе не означает, автоматическую отмену списаний денежных средств со счета должника, хотя сделать это приставы обязаны.
Я и сам тут, возможно, не без греха.
Звонил мне уже в прошлом 2021 году заместитель начальника РОВД, говорит, поступило от гражданки на меня заявление.
Пишет она, что судебный пристав-исполнитель (и мою фамилию называет), незаконно списывает у нее денежные средства.
А должность судебного пристава-исполнителя я до 2009г. занимал (статья как я в приставы ходил).