Найти тему
Зина Парижева

Заметки из Море грёз. Том II. Глава XXXV

26.

«Симпатии вассалов Филиппа Августа были на стороне Ингеборги. Когда в январе 1213 года ввиду предстоявшей борьбы с Англией и императором Оттоном IV Филиппу понадобился союз с папой, он вернул Ингеборге место супруги и королевы. Несмотря на все свои несчастья, Ингеборга радовалась выходу на свободу. Все десять последующих лет она жила с мужем «как брат и сестра». В своём завещании Филипп II предоставил ей 10.000 марок, так как признал, что поступал с ней несправедливо. В 1223 году Ингеборга стала вдовствующей королевой, после чего удалилась от двора и возвращалась туда лишь по случаю больших церемоний. Получив во вдовий удел Орлеан, она провела там остаток жизни.»

«Всю жизнь Анна страдала от проблем со здоровьем. После своего 30-летия она стала особенно сильно хромать и быстро набирать вес. Несмотря на брак с Георгом Датским и 17 беременностей, она умерла, не оставив наследников, став последним монархом из рода Стюартов. Согласно «Акту о престолонаследии» 1701 года престол унаследовал Георг I из Ганноверской династии (который был потомком Стюартов через бабку по материнской линии — Елизавету, дочь Якова I).»

«В 1850 году Анна Алексеевна обращалась к императору Николаю I с прошением о дозволении её супругу пользоваться графским титулом и фамилией своего отца, однако соответствующие бумаги, собранные ею во Франции и представленные министру юстиции, были признаны недостаточными.»

«По мнению современных ревизионистских историков, подобные оценки Анны как толстой, постоянно беременной, находящейся под влиянием фаворитов и лишённой политической проницательности, могут исходить от предрассудков против женщин. Автор Дэвид Грин замечает: «При ней не было, как обычно предполагается, „бабьего царства“ (англ. petticoat government, букв. правительство нижней юбки). Она обладала значительной властью; но снова и снова ей приходилось уступать». Профессор Эдуард Крегг заключает, что Анна зачастую могла принять такое решение, которое хотела, хотя жила в эпоху, когда основную роль в обществе и государственном аппарате играли мужчины; при этом у неё были проблемы со здоровьем, что мешало ей заниматься государственными делами. В её правление увеличилось влияние министров и, соответственно, уменьшилось влияние монарха, но она посетила больше встреч кабинета министров, чем иные монархи Великобритании (Англии), и царствовала в эпоху художественного, литературного, экономического и политического развития, что стало следствием относительной стабильности и процветания в стране во время её правления. В этот период Джон Ванбру спроектировал Бленхеймский дворец и Касл-Ховард, творили Даниель Дефо, Александр Поуп и Джонатан Свифт. Генри Уайз разбил новые сады в Бленхейме, Кенсингтоне, Виндзоре и Сент-Джеймсе. Объединение Англии и Шотландии, которое Анна горячо поддерживала, привело к созданию крупнейшей зоны свободной торговли в Европе, хотя далеко не все надежды сторонников объединения Англии и Шотландии оправдались — в обеих странах было много недовольных этим событием, одним из важнейших в правление Анны. Политические и дипломатические достижения правительств Анны и отсутствие конфликтов между монархом и парламентом в её правление указывают на то, что она выбирала министров и пользовалась своими прерогативами мудро».

«В последние годы жизни Каролину беспокоила подагра в ногах, но более серьёзно королева страдала от пупочной грыжи, образовавшейся после рождения в 1724 году последнего ребёнка. 9 ноября 1737 года Каролина почувствовала сильную боль, после чего слегла в постель. В её утробе произошёл разрыв, в следующие несколько дней у королевы открылось кровотечение и ей была проведена операция без анестезии, но улучшение так и не наступило. Король отказал Фредерику, когда тот попросил пропустить его к матери, чему сама Каролина подчинилась; она отправила сыну послание через Уолпола, в котором сообщила, что прощает его. На смертном одре Каролина попросила своего мужа жениться вновь после её смерти, на что тот ответил, что не сделает этого и что для удовлетворения его потребностей у него есть любовницы; королева заметила, что любовницы не помешают новому браку, как и брак не помешает наличию любовниц. 17 ноября её пережатый кишечник лопнул, и три дня спустя Каролина умерла в Сент-Джеймсском дворце».

«Платье из хлопка с цветочными мотивами и кружева. Пуговки фарфоровые. Франция, около 1872 года. Музей Метрополитен».

«А вы знаете, почему сырники называют «сырниками», а не творожниками? История названия связана с тем, что в Древней Руси в принципе не было слова «творог», а слово «творъ» означало «форму». Так и говорили про любую переработку начального сырья, в частности, молока. Позднее любое закисленное молоко стали называть «сир», или по-нашему, - «сыр». Творог тоже попадал под эту категорию продуктов. Поэтому сырники так и назвали, а нового слова не придумали до сих пор.»

«Свадебные торжества состоялись 19 октября 1799 года. По случаю торжеств Державин написал оду «На брачные торжества 1799 года». 21 ноября молодожёны отправились в Австрию. Графиня Головина вспоминала, что Александра Павловна была грустна, а отец-император «беспрестанно повторял, что не увидит её более, что её приносят в жертву». Несмотря на заботу и внимание супруга, в Вене Александра Павловна нажила себе врага. Для этого, впрочем, специально ей делать ничего не пришлось. Дело в том, что она понравилась императору Францу II (он отмечал, что она похожа на его первую супругу Елизавету). Нынешняя супруга короля Мария-Тереза возненавидела молодую эрцгерцогиню, затравив её придирками, интригами и неприличными выходками. Доходило до того, что взбешённая соперницей, она запрещала показываться ей на балах и в театрах. Очевидно, что властной Марии-Терезе было страшно потерять влияние при дворе и внимание мужа, который осыпал новую обитательницу австрийского двора знаками уважения. В итоге супруга короля настояла, чтобы эрцгерцог и его молодая супруга отбыли в резиденцию в Офене (Венгрия). Там Александру Павловну обожали. В её честь проводились выставки и музыкальные фестивали. Это раздражало императорский двор. Когда Александра Павловна болела, к ней подсылались врачи, ничего не смыслившие в медицине. Более того, императрица позаботилась, чтобы её соперницу кормили из рук вон плохо. Эрцгерцог Иосиф был заботливым мужем, но имел слабый характер, никак не отбивая нападок на неё. Сама же Александра Павловна предпочитала молчать о тяжести своей жизни и о постоянных недомоганиях. В 1799 году Александра Павловна забеременела и 26 февраля 1801 родила девочку, которая умерла через несколько часов. Эрцгерцогиня скончалась в Вене 4 марта 1801 года от послеродовой горячки. Мария Тереза не оставила в покое Александру Павловну и после её смерти. Она не позволила похоронить её в саду дворца, подаренного ей супругом. Гроб с телом несколько дней простоял в смрадном подвале, где хранили лук. Лишь затем прах перенесли в православную церковь. В настоящий момент известно, что прах эрцгерцогини был перезахоронен и храм-усыпальница находится в одном из пригородов Будапешта.»