Найти в Дзене
Lost Art

Жизнь или смерть? ("Верховное собрание" (1895) - Джакомо Гроссо; сгорела в 1895 году)

Знаменитая Венецианская биеннале вот уже более ста лет притягивает художников и их ценителей из разных уголков нашей планеты. Она была учреждена в 1895 году под названием «Первая международная художественная выставка города Венеции» (слово «биеннале» появится в названии только два года спустя) и сразу же привлекла огромное внимание публики. На ее открытии присутствовали король и королева Италии, а саму выставку успели посетить более 200 тысяч зрителей. Первые два приза жюри достались художникам Франческо Микетти и Джованни Сагентини. Но истинным триумфатором первой Венецианской биеннале, получившим приз зрительским симпатий, ради которого во многом и стремилась публика в выставочные павильоны, был Джакомо Гроссо со своей картиной «Верховное собрание». Джакомо Гроссо совершенно не известен в России. Его слава практически ограничивается родной Италией, где он на старости лет даже получил должность сенатора. Впрочем, подобное положение вещей не удивительно, так как, творя на рубеже XIX и

Знаменитая Венецианская биеннале вот уже более ста лет притягивает художников и их ценителей из разных уголков нашей планеты. Она была учреждена в 1895 году под названием «Первая международная художественная выставка города Венеции» (слово «биеннале» появится в названии только два года спустя) и сразу же привлекла огромное внимание публики. На ее открытии присутствовали король и королева Италии, а саму выставку успели посетить более 200 тысяч зрителей. Первые два приза жюри достались художникам Франческо Микетти и Джованни Сагентини. Но истинным триумфатором первой Венецианской биеннале, получившим приз зрительским симпатий, ради которого во многом и стремилась публика в выставочные павильоны, был Джакомо Гроссо со своей картиной «Верховное собрание».

Джакомо Гроссо совершенно не известен в России. Его слава практически ограничивается родной Италией, где он на старости лет даже получил должность сенатора. Впрочем, подобное положение вещей не удивительно, так как, творя на рубеже XIX и XX веков, он имел неосторожность придерживаться более или менее академического стиля, столь непопулярного со времен первых импрессионистских опытов. Однако эта непопулярность вовсе не мешала Гроссо быть востребованным художником у итальянской аристократии, наперебой заказывавшей у него портреты. Ведь одно дело любить современную живопись и совсем другое – любить изображения дорогих тебе людей, выполненные в авангардистской манере.

Собственно, творческий путь Джакомо Гроссо выглядит как плавный переход от исторических работ к портретам, чередующимся потрясающими изображениями обнаженных женщин, смущавших современников своей откровенностью, но привлекавших своей красотой. Его работа «Верховное собрание», отдавая дань исторической живописи, преподносит красоту женского тела как нельзя лучше.

На картине нарисован внутренний интерьер церкви, посреди стоит открытый гроб, в котором лежит мертвый Дон Жуан (считается, что в образе Дона Жуана художник изобразил Фридриха Ницше). На самом гробу и вокруг него расположилось пять обнаженных девиц, лица и жесты которых выражают крайне противоречивые эмоции: от грусти до злорадства. Одна из девушек сидит в настолько вызывающей позе, что напоминает ведьму, забравшуюся на метлу во время шабаша. В левом углу картины помещены еще три плохо различимые, по всей видимости, женские фигуры. Возможно, там изображена пожилая настоятельница, пытающаяся не пустить к гробу других почитательниц, которые уже начали сбрасывать с себя одежду.

Один только слух, что такая картина будет представлена на всеобщее обозрение, вызвал скандал. Патриарх Венеции (будущий Папа Римский – Святой Пий X) лично требовал запретить выставлять развратную работу: «в городе ходят слухи, что среди выставляемых произведений искусства есть одно, сильно оскорбляющее скромность, и я молюсь, чтобы оно не было выставлено на обозрение». Была создана специальная комиссия Венецианской биеннале, эксперты которой пришли к логичному выводу, что перед нами классическая ванитас, жанр, подчеркивающий тщетность человеческого существования, а значит, обнаженные тела на нем не оскорбляют, а предупреждают: «картина синьора Гроссо настолько яростно изображает тесную и страшную связь между похотью и смертью, что зритель приходит в ужас от зверино изображенной наготы».

Возможно, если бы этим все и ограничилось, «Верховное собрание» не произвело должного эффекта, но организаторы выставки решили все же слегка припрятать противоречивую картину и выставили ее в отдельном, «хорошо скрытом» помещении. На следующий день об этом писали все газеты. Хорошо скрытое помещение сразу стало самым популярным местом на выставке. Народ шел на биеннале только чтобы увидеть работу Гроссо. Американский компания Venice Art Company купила «Верховное собрание» за безумные 15 тысяч фунтов и намеревалась сразу после окончания биеннале отправить ее на выставку в США, где уже знали о скандале и с нетерпением ждали появления картины.

К сожалению, 224 тысячи посетителей первого Венецианского биеннале были единственными, кто смог оценить «Верховное собрание». По одним данным картина сгорела во время первого этапа передвижной выставки в США вместе с павильоном, где она размещалась. По другим, она вообще не достигла берега Соединенных Штатов, сгорев на корабле, перевозившем ее. Джакомо Гроссо изобразил на своем полотне встречу со смертью, которую можно воспринимать по-разному: с отчаянием, радостью или страхом, но всегда с пониманием ее неизбежности. И тела Дон Жуана и его возлюбленных однажды непременно превратятся в прах. Быть может, сгореть и развеяться пеплом по волнам – не такая плохая судьба для настоящей ванитас…

Или же все было совсем не так: ведь не хотел Гроссо, чтобы его картина сгорела, и не был он нравоучительным занудой. И обнаженные женские тела, так любимые им, это всегда победа жизни. Победа над всем, включая смерть.

#Искусство #19век #Гроссо #Италия #Ванитас