Почему же одни мужчины с удовольствием возятся с несмышлеными грудничками,а других не уговорить даже на поход в планетарий с разговорчивым двухлеткой? Семейный психолог Надежда Кузьмина уверена — хорошим родителем помогает стать собственный младенческий опыт: «Если у мужчины было благополучное детство, любящая и заботливая мама, для него это хорошая база. Со своими детьми он, скорее всего, воспроизведет эту программу. Когда такого опыта нет, быть папой сложнее».
Отцовство, как и материнство, — особенная социальная роль, и чтобы ее освоить, человеку нужно обратиться или к своему бессознательному(тому, чего не помнишь на уровне сознания,но знаешь на телесном или эмоциональном уровне), или — если в бессознательном не на что опереться (когда отношения с родителями были трудными либо родителей вовсе не было) — к успешному опыту других. Признать свою беспомощность в любом деле очень непросто. Поэтому предлагать мужчине решения нужно аккуратно. Разумеется, не стоит ставить в пример его друзей или мужей подруг. Представь, что любимый, пусть и из самых добрых побуждений,предложит научиться готовить, как жена Вадика,или похудеть по методике твоей самой красивой подруги. Кому бы такое понравилось?
Безопаснее всего начать с хороших книг или специальных курсов для молодых родителей. «Мужской мозг так устроен: если дать ему четкую инструкцию, он начинает ее выполнять. Этим и хороши курсы и литература», — объясняет Надежда Кузьмина.
Наилучший результат дает совместно прожитый опыт, в том числе опыт неуспеха и его преодоления. «Моя мама день и ночь работала,папы не было, а бабушка, с которой я провела почти все детство, не очень-то любила детей, — рассказывает Юля (28). — Когда мы с Сашей поженились и я забеременела, мне стало страшно — я не желала своему будущему ребенку такого детства, как у меня. Поэтому обложилась книжками и записалась на курсы при женской консультации. Муж тоже вырос без отца и понятия не имел, что делать с младенцем, как быть для него полезным. Я призналась, что боюсь, и предложила Саше составить мне компанию. Сейчас Ване уже три года, и если бы мы не пошли тогда на родительские курсы, можно было бы наломать много дров…»
ПРИРУЧИТЬ ИГРАЮЧИ
Психологическая привязанность матери и ребенка формируется прежде всего на телесном уровне — женщина вынашивает,рожает, кормит грудью. Справедливо ли обвинять отца в том, что он не испытывает к ребенку таких же сильных чувств? Конечно, нет. Но можно помочь ему испытать подобное удовольствие. Путь к отцовскому сердцу тоже лежит через физический контакт. Психолог Екатерина Бурмистрова считает: новоиспеченному папе с самых первых часов и дней жизни ребенка нужно предоставлять возможность подолгу держать его на руках. Связь, возникающая между взрослым и младенцем во время контакта кожа к коже, формирует глубокую привязанность и способность чувствовать потребности маленького человека, как собственные. По мере взросления связь можно укреплять играми,которые некоторые мамы недооценивают, считая недостаточно интеллектуальными. «Подурачиться, поиграть в чудовищ — это наш папа может, а если нужно с Алисой порисовать или почитать — это уже к маме», — жалуется Вера (27). Канадский психолог, профессор Монреальского университета Даниэль Пакетт считает, отцовско-детская игра, особенно силовая возня, благоприятствует развитию когнитивных способностей и эмпатии, способствует появлению у детей сильной привязанности к отцу, даже если он проводит с ними значительно меньше времени, чем мать. Эмоционально насыщенные телесные игры, шуточные драки учат детей быть смелыми, рисковать, владеть телом. Такое взаимодействие отлично развивает фантазию,потому что предлагает относиться к собственному телу и телу партнера по игре, как к игрушке или спортивному снаряду. Поэтому, став свидетелем боя подушками или катания на диком носороге,не стоит торопиться с наведением порядка и тишины. Все это полезно для развития мозга ребенка и усиливает любовь отца к детям.