Самая древняя каменная постройка на территории современной России (не беря в расчёт Крым и Карачаево - Черкесию) - София Новгородская, или, как гласит полное название этого храма - Собор Софии, Премудрости Божьей.
Первая церковь появилась на этом месте в 989 году. То был деревянный тринадцатикупольный храм, построенный по указу первого новгородского епископа Акима Корсунянина, и простоял он до 1045 года, когда по неясным причинам сгорел. То ли язычники подожгли, то ли пожар явился результатом неосторожного обращения с огнём.
Стало ясно, что Новгороду необходим каменный собор. Его возведением занялся князь Владимир Ярославич в 1045 году, а всего через пять лет уже построенный храм освятил архиепископ с интересным именем Лука Жидята.
Изначально собор не был оштукатурен и поражал воображение новгородцев фактурными стенами, сложенными из известняка. В конструкции сводов было использовано крайне интересное решение - в стены под средним барабаном вмуровали керамические сосуды, так называемые "голосники", убиравшие эффект эха.
Легендарной достопримечательностью Софии Новгородской является позолоченный крест, венчающий главный купол. Если присмотреться, то можно разглядеть сидящего на нём голубя. История такова: в 1570 году Иван IV Грозный устроил в Новгороде натуральный геноцид. Летопись сообщает о 30 тысячах замученных и убитых новгородцев, чьи тела были сброшены в Волхов. Согласно преданиям, крови от трупов, сброшенных с Великого моста в Волхов, было столь много, что речная вода под мостом перестала замерзать даже в самые лютые морозы.
В ходе расправ применялись изощренные пытки и издевательства. Архиепископа Пимена, внесшего свою лепту в низложение митрополита Филлипа, царь обвинил в измене. Священнослужителя облачили в скомороший наряд, посадили задом наперед на кобылу, и в таком виде водили по городу под звон бубнов и улюлюканье, после чего сослали в отдалённый монастырь. Затем великий государь отдал Новгород "на поток и разграбление" опричному войску, после чего начались массовые казни. Карамзин по этому поводу сообщает: "...били их (новгородцев), мучили, жгли каким-то составом огненным, привязывали... к саням, влекли на берег Волхова... и бросали с моста в воду... Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами. Кто из вверженных в реку всплывал, того кололи и рассекали на части".
Цифра убиенных, разумеется, преувеличена, но сам факт жестокой резни неоспорим.
В самый разгар бойни на крест присел отдохнуть пролетавший мимо голубь, и такой ужас обуял птицу при виде творившихся в городе бесчинств, что она тут же обратилась в камень. Новгородцы верили, что пока голубь восседает на кресте - сама Богородица будет беречь город.
Во время Великой отечественной войны, при артобстреле, несколько снарядов попали в барабан главного купола, и крест рухнул на землю, где его подобрали испанские нацисты из "Голубой дивизии". Во время бегства гитлеровцев из Новгорода зимой 1944 года, софийский крест был вывезен за пределы России, и только в 2004 году вернулся на родину. С тех пор он стоит слева от алтаря собора. Купол же украшает копия, и в этой связи родилась ещё одна легенда: отныне город под двойной защитой, старой и новой птицы.
В храме, помимо различных иных артефактов, хранится особенно чтимая верующими икона Знамения Богородицы XII века. С ней тоже связана интересная легенда. В 1170 году, во время очередной новгородско - суздальской войны, полки жестокого Великого князя Андрея Боголюбского взяли город в осаду. Настолько велика и неисчислима была сила залесского князя, что новгородцам не оставалось ничего иного, как прибегнуть к заступничеству Богородицы. Архиепископ повелел обойти стены по периметру детинца со святым ликом Знамения.
И вот, во время крестного хода шальная стрела суздальцев поразила икону. В этот момент из глаз Богородицы полились слёзы, вследствие чего враги, объятые ужасом, бросились прочь от новгородских стен.
Отдельно стоит упомянуть о граффити, каковыми были испещрены стены собора. В один момент данное явление набрало такую популярность, что церковные иерархи даже вынуждены были запрещать выцарапывание на стенах различных надписей. Граффити в Святой Софии являются ценным историческим источником, который свидетельствует о высокой грамотности в среде городского населения. Записи религиозного характера перемежаются здесь с бытовыми пометками, и даже текстами хулиганского содержания. Так, наряду с исповедью "Чудех зело грешен", можно встретить здесь свидетельства наподобии "Стефан писал страстной недели в понедельник" или проклятье "Отсохни у тебя руки". На данный момент учёными открыто более восьмиста текстов, выцарапанных на штукатурке, и преимущественно относящихся к XI-XII векам.
Подытоживая, хотелось бы отметить просто безумную атмосферность данного сооружения, пропитанного почти тысячелетней историей. Только представьте - многие поколения верующих касались софийских камней, а стены слышали голоса Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Великого, и прочих, кого сейчас мы воспринимаем тенями давно минувших эпох. А ведь между тем всё это было! Было!
#история #великийновгород #софияновгородская #древняярусь #легенда #архитектура #русскаястарина #путешествияпороссии #храм