Найти тему
Юркины рассказы

Новый страшный удар судьбы

В Хуторе Михайловском (Брянская область) Алла отучилась до седьмого класса, и надо было как-то определяться: куда-то поступать или устраиваться на работу. Ей к тому времени исполнилось уже 14 лет, а на дворе стоял 1955 год.

В начале 50-х обязательной была семилетка, а десять классов обычно заканчивали дети из "элитных" семей, так как обеспеченные родители могли позволить себе такую "роскошь"- содержать великовозрастных чад.

В простых семьях подростки рано взрослели и шли работать в 14-15 лет, чтобы помогать матери. В большинстве семей, прошедших через военное лихолетье, отцов не было и женщинам было трудно одним поднимать своих детей. Поэтому большинство после семилетки шли в ремесленное училище (брали туда даже с начальным образованием и обучали простеньким ремеслам) или в ФЗУ ( учились при крупном заводе и одновременно работали) - попасть туда на обучение считалось большой удачей. Кроме того, там платили стипендию и выдавали форменную одежду бесплатно. Да и питание в столовой тоже было за государственный счет, что было огромным подспорьем для семьи.

Ремесленное училище. Архивное фото
Ремесленное училище. Архивное фото
Михалыч не особо докучал Алле моралями и религией. Евдокия вроде и жила с ним в согласии, но на собрания баптистов ходила с неохотой, да и дома как-то не очень соблюдались религиозные обряды. Может это было влиянием повсеместного атеизма , а может баптисты веровали как-то по-своему, не являясь ярыми сторонниками обрядности в быту. Как и все баптисты, новый муж Евдокии был трезвенником. Работящий, непьющий, заботившийся о дочерях Евдокии, как о родных, Михалыч стал настоящей опорой для семьи.

Наконец, Евдокия обрела семейное счастье после страшной трагедии осенью 43-го, когда в один день она потеряла двоих детей и мужа. Но счастье оказалось недолгим...Видимо, какой-то злой рок преследовал мужей моей бабушки. Михалыч тоже погиб.

Случилось это зимой. Рассказывали, что где-то на дороге, возвращаясь с молитвенного собрания домой, провалился в люк . На дне была не то жидкая грязь, не то смола. На улице было безлюдно, к тому же поздний вечер, он пытался выбраться, но смола, как трясина, всё больше и больше его засасывала. Так и утонул. И почему Бог не уберег его, да еще дал такую страшную смерть?

Вскоре после этого события Евдокия с Аллой переехали в Брянск, к сестре Михалыча Шуре. Проживала она в своем доме с двумя детьми. Опять мою бабушку приютили добрые люди. Старший сын Шуры Володя уже работал на заводе сельскохозяйственных машин, дочь Раиса училась в школе. Раиса с подругами любили слушать, как Алла смешно говорила
по- украински. Смеясь, они просили еще и еще "пощебетать".

Евдокия устроилась работать на Брянский мясокомбинат перегонщиком скота. Её задача – перегонять скот от места выгрузки поближе к убойному цеху. Туда же она решила пристроить и Аллу на фабрично-заводское обучение при комбинате. Благодаря настойчивым просьбам матери Аллу взяли на комбинат. Занятно, что директором ФЗУ был бывший фотограф. Вместе с матерью утром она шла на комбинат и вместе возвращались обратно. Алла старалась и поэтому её рано допустили к работе. Так в 15 лет началась её трудовая жизнь.

#семейная история и воспоминания #жизнь и быт советских людей в 50-е 

#баптисты #семейная жизнь #образование в 50-ые #ФЗу в системе образования