Найти в Дзене
Disoro

ГЛАВА 8 Я СВОБОДЕ-Е-ЕН!!!ИЛИ ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ, ХОДЯЧЕМУ ПУТЬ

Про свободу мы с вами уже как-то вскользь говорили, помните? Настало, пожалуй, время как-то углубиться в предмет. Так сказать, углубить и расширить. Свобода, наверное, одно из самых частоупотребимых понятий. Про нее любят все говорить: писатели, поэты, кинорежиссеры. Какой-то манящий, привлекательный и очень красивый образ. Ну, политики еще любят. Но те как-то не так. Как-то с перегибами на местах. Про политиков, пожалуй, не будем, а то скатимся куда-то… Не туда, в общем. Уйдем, так сказать, в сторону от генеральной линии. Ну что, по привычке обратимся к БСЭ? Хоть, конечно, она не очень нам помогает, но вдруг на этот раз повезет, Энциклопедия даст исчерпывающий ответ, и я просто поставлю точку и закончу главу. Итак, свобода, согласно БСЭ, это - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Нет, не пойдет так... Попробуем спросить Википедию: Свобода - состояние субъекта, в котором он является определ

Про свободу мы с вами уже как-то вскользь говорили, помните? Настало, пожалуй, время как-то углубиться в предмет. Так сказать, углубить и расширить. Свобода, наверное, одно из самых частоупотребимых понятий. Про нее любят все говорить: писатели, поэты, кинорежиссеры. Какой-то манящий, привлекательный и очень красивый образ. Ну, политики еще любят. Но те как-то не так. Как-то с перегибами на местах. Про политиков, пожалуй, не будем, а то скатимся куда-то… Не туда, в общем. Уйдем, так сказать, в сторону от генеральной линии.

Ну что, по привычке обратимся к БСЭ? Хоть, конечно, она не очень нам помогает, но вдруг на этот раз повезет, Энциклопедия даст исчерпывающий ответ, и я просто поставлю точку и закончу главу.

Итак, свобода, согласно БСЭ, это - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Нет, не пойдет так... Попробуем спросить Википедию: Свобода - состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми]. При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих. Существует множество различных определений свободы. В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека. В философии: Свобоода — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Ну, вот так пойдет. Отсюда и начнем. Итак, как нам подсказала тетя Вика, свобода – это способность человека действовать, проще говоря, только под действием своих порывов и желаний. Звучит прекрасно. В теории. Возможно ли в реальной жизни совершенно не обращать внимание на… как там… в общем, иные факторы. Опираясь только на познание объективной необходимости. Будем потихоньку разбираться.

Есть такое выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Выражение хорошее, но требует, на мой взгляд, ремарок. Ведь у нас у каждого свое понимание мира, верно? Другими словами, мы можем чувствовать себя свободными только в границах своей зоны комфорта. Как только мы влезаем в чужую зону комфорта без должного уважения к ней, мы, во-первых, нарушаем покой и свободу обладателя этой зоны комфорта, а, во-вторых, лишаем себя свободы, так как вынуждены уже действовать, согласуясь с теми самыми иными факторами. То есть, мы становимся несвободными сами и делаем несвободным того, кто рядом. Отсюда, по логике, напрашивается вывод – свобода имеет место быть только в определенных пределах.

Но вы скажете сейчас: «Секундочку, какие еще пределы? А что, разве в природе свободы не заложена безграничность?! Это что за такая странная, несвободная свобода?! Вот тут, значит, свобода, а перепрыгнули через линию – и все, свобода закончилась. Неуклюже как-то получается!»

И я с вами тоже в глубине души согласен, ну черт возьми, сколько раз нам говорили, что свобода – это полет, это какой-то нереальный простор, твори что хочешь, делай, что вздумается, послав подальше эти самые факторы. Но друзья мои, в таком случае, это уже не свобода. Это какой-то беспредел, получается (беспредел, то есть – нет пределов, нет границ, нет рамок). Мы сейчас и в дальнейшем, говорим именно о социальной, человеческой свободе. Не о юридической (встать, суд идет, два года лишения свободы), не о геополитической и прочей другой (техническая еще есть, кстати). Мы только про людей, помните? То есть, про нас с вами.

Итак, свобода… Сладкое слово, как говорят поэты… Мы уже примерно понимаем, что она имеет границы. И где эти границы? Правильно, в зоне комфорта. В границах вашей реальности. В границах вашего мира. Расширяя границы своего мира, своей зоны комфорта, мы, как видите, расширяем и тот самый простор, который нам нужен для свободы. Мы, тем самым, получаем все больше и больше свободы. Но, напомню – расширение границ своего мира – это труд. То есть, отсюда вывод: хочешь больше свободы, настоящей свободы, для начала потрудись. Вообще, мир так устроен, что ничего не дается просто так. За все нужно платить. И чем слаще плод, тем больше цена. Ну, а как вы хотели? Украсть чужую свободу не получится. Купить – тем более. Только заработать.

Давайте, все-таки, на примере. Небольшая иллюстрация того, как все работает. Итак, вариант первый: вы – человек ленивый. Вам лень было строить свой мир на основе практических знаний и навыков, вы его придумали. Ну, то есть, вы живете в пузыре. Пузырь, как нам уже известно, маленький, хрупкий и вообще, честно говоря, выглядит не очень. Но вам он нравится, так как все-таки он ваш. Внутри вашего пузыря, естественно, действуют определенные правила. Многие из них – это социальные штампы (ну лень вам думать, вы надергали от Мариванн всяческих «не положено» и успокоились). Какие-то законы вашего мира работают только на умозрительных выводах. Например, в вашем мире до сих пор неизвестно, как это, когда получаешь граблями по лбу. Ваш лоб и черенок граблей никогда не встречались, но вы сами для себя придумали, что когда они встретятся, произойдет выброс электричества, повалит черный дым и грохотать будет две недели. Поэтому грабли в вашем мире под строжайшим запретом. И черенки различной длины и диаметра, на всякий случай, тоже. А теперь представьте, сколько свободы у вас есть внутри этого пузыря? Мало того, что мирок маловат, так еще и постоянные вот эти «не положено» постоянно превращают ваш полет в очень жесткую посадку носом по земле. И вы можете хоть каждый день по сто раз петь знаменитую (гениальную) песню «Я свободен», но свободы у вас не прибавится ни на грамм. Вы, вроде как, и летаете, но как-то низенько и недалече. Больше ваши полеты похожи на подпрыгивания. Такая, сильно уменьшенная модель свободы. И вы, в конце концов, согласуясь с внутренней логикой вашего мира, принимаете тот факт, что вот эти прыжочки и пахание носом земли, и есть свобода. А все остальное – это выдумки сумасшедших писателй. А так как в вашем мире свобода вот такая, то со временем вы понимаете, что она вам вообще не особо и нужна. И вы отказываетесь от нее. И больше даже не пытаетесь взлететь. А зачем? Пингвины, вон, тоже не летают. Прячут тело жирное в утесах и прекрасно и спокойно живут…

Ну, или чуть-чуть начинаете напрягаться, для начала посылаете Мариванн в увеселительный поход вдоль леса, потом контрабандой завозите в свой пузырь грабли и зажмурившись, наступаете на них… И с радостью обнаруживаете, что подпрыгивания все выше, пролетаете вы все дальше, а приземляетесь почти грациозно и на ноги. Вы чувствуете вкус свободы и хотите еще. И в этом случае – свобода для вас будет тем мотиватором, который со временем поможет из хрупкого пузыря, построить вам дивный новый мир. Но, конечно, придется засучить рукава, набить шишек, и работать, работать и работать…

Вариант второй: ваш мир настолько большой, что вы без труда парите высоко и красиво, играете в догонялки с орлами, наслаждаетесь свистом ветра в ушах и прочими прелестями полета. Все прекрасно? Все, да не все. Долетая до границ, вы все чаще пересекаете их. Ну, не хочется вам резко поворачивать обратно. Вы все дальше влетаете в чужое воздушное пространство. Постепенно вы все больше и больше чувствуете безнаказанность, и ваша свобода все больше начинает напоминать беспредел. И знаете, на какую мысль натолкнул этот пример? Что свобода – это еще и ответственность. Ответственность, как мы уже говорили, перед своей совестью. Ведь каждый раз, когда вы, подобно самолету-шпиону, пересекаете чужие границы, совесть шепчет вам, что это уже перебор. Что здесь – не ваше. Что кто-то сейчас не очень рад вам, и летите вы только потому, что нет у этого кого-то подходящей зенитки, чтобы влупить так, что от вас только перья полетят… И вот она, ответственность перед теми, чьи границы вы нарушаете…

Ну вот, скажете вы, еще и ответственность! Уж совсем не свобода какая-то! Открою вам секрет. Полнейшая свобода от всего, когда ты ну вот вообще ни за что не отвечаешь, ничего никому не должен, может наступить только в вакууме. Когда та один-одинешенек, на весь белый свет, вокруг нет ни души на тысячи километров. И даже, если есть, ты о них не знаешь и даже не догадываешься. Как только рядом появляются люди – все, ваша бесконечная свобода заканчивается. Но начинается свобода осознанная.

Итак, мы ввели новое понятие – осознанная свобода. Настоящая свобода – она именно такая. Осознанная. Другими словами, чтобы стать по-настоящему свободным, нужно понимать, что это такое. Так сказать, прочувствовать вкус свободы. Понимать ее природу. Четко понимать границы этой свободы, и, если нужно – самому их устанавливать и следить, чтобы они не нарушались – то есть, выставить этакий внутренний пограничный дозор – чтобы ни в ту, ни в другую сторону – ни-ни. Это – свобода выбора пределов своей свободы. Свобода, как мы знаем – ответственность. Так вот, определение границ свободы – это примерно то же самое, что брать ответственность на себя и нести ее. Нельзя придумать себе столько свободы, сколько вы не сможете ответственно, скажем так, вынести. Все, что больше, это уже тот самый беспредел. Как говорил в свое время Белинский – Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости. И снова вы можете сказать: «Да что же это такое?! Опять какие-то законы, опять какая-то неправильная, несвободная свобода получается! Опять какие-то согласия, какие-то компромиссы, какие-то сложности!».

И снова мы возвращаемся к осознанию свободы. Вообще, все в этом мире начинает существовать тогда, когда мы четко понимаем природу вещей.

Простой пример: решили вы построить некий самолет. Ну, или дельтаплан. (Раз уж у нас в этой главе много про полеты, то пусть будет аппарат для полетов). Просто взять охапку палок и кусок ткани и построить дельтаплан так, как вам хочется, вы, конечно можете. И вот, вы его построили. Красивый, легкий, с разноцветными ленточками, с крыльями, как у бабочки, весь в узорах. Берете вы его, разбегаетесь все быстрее, подпрыгиваете и уже готовы заорать от восторга. Но орать приходится по другой причине. Все это великолепие из тряпочек и палочек вместе с вами грохается на землю, за секунду превращаясь в кучу деревяшек и обрывок ткани, только уже с вами внутри. Полет не начался, вы шмякнулись на землю и на этом ваша короткая карьера воздухоплавателя закончилась. Почему так произошло? Правильно, для того, чтобы построить дельтаплан, нужно знать, как работает подъемная сила. Знать какие-то, хотя бы базовые, законы аэродинамики. Знать, хотя бы в зачаточном состоянии, как из палочек собрать конструкцию, которая выдержит ваш вес. Знать, как рассчитать, сколько понадобится ткани, чтобы она вас удержала «на крыле». И уже потом можно строить. И даже, если ваш дельтаплан не будет прекрасен, как японская гравюра, а первый полет на нем не будет изящным и легким, вы, опираясь на минимальный багаж знаний, шаг за шагом, методом проб и ошибок, падений и взлетов, построите свой дельтаплан и однажды окрестности обязательно оглашены будут вашим радостным криком. Ведь вы обязательно полетите. Потому что вы знали, в какую сторону двигаться, знали базовые законы и правила, необходимые для постройки своего дельтаплана.

Вот так, собственно, все и работает. Чтобы что-то получилось, нужно знать, повторюсь, природу вещей.

Вот и со свободой – точно так же. Пока вы, хотя бы на начальном уровне, не начнете отдавать себе отчет, что это такое, ничего не выйдет По-настоящему свободным вы не станете. Вы, скорее всего, будете либо беспредельщиком, либо совершенно несвободным, зашоренным и ограниченным человеком. Что первое, что второе – не очень хорошо.

Кстати, о беспредельщиках. Несмотря на кажущуюся свободу, они очень даже несвободны. Постоянно вторгаясь в чужие зоны комфорта, нарушая правила системы, они «вязнут» в этих столкновениях. Они не могут просто взять и уйти от конфликтов. Так или иначе, люди, природа, система, втягивает их в конфликтные ситуации, которые огни создают своей «свободой». Под конфликтами я подразумеваю не только какие-то стычки с людьми с применением локального насилия физического либо морального. Это, также, «ответочки» от системы, после которых, если перевести на бытовой язык, человек «свободный» в моральном плане, может запросто стать «несвободным» именно физически (помните: «Встать, суд идет!). Ибо нечего нарушать правила системы, особенно – ее основные правила. Невозможно находиться в системе и, одновременно, нарушать ее правила. Системы этого не любят, мы с вами это уже разобрали. Конфликт с природой, также не принесет беспредельщику ничего хорошего (под природой я подразумеваю не только полянки-леса-речки, но и мироздание в целом. Мироздание, на секундочку, тоже система, и оно очень не любит, когда нарушаются правила этой системы. Хотя, даже полянки и речки тоже могут, так сказать, призвать к ответу, иногда довольно ощутимо).

Потихонечку, пожалуй, буду закругляться. Свобода, таким образом, понятие сложное и, скажем так, многоуровневое. Оно включает в себя и ответственность, и навыки (практические навыки), и знания законов природы и систем, в которых мы живем. Почему систем? Потому что, как мы уже знаем (мы вообще, как выясняется, очень много уже с вами знаем!), мы одновременно живем и обитаем в нескольких системах: Система-семья, система-город, система-работа, система-национальность, система-пол, система-возрастная группа (дети, подростки, молодежь, взрослые). И по-настоящему свободный человек должен знать правила всех этих систем, чтобы органично в них вписаться. И тогда – он свободен внутри каждой из этих систем.

В технике есть понятие – «степень свободы». Оно – про возможность какого-либо механизма совершать движение. Например – простой шарнир имеет лишь одну степень свободы – он вращается вокруг одной оси. Вагон, например, на рельсах, также имеет одну степень свободы. А вот, например, какой-нибудь сложный робот-манипулятор, который собирает кузов автомобиля, может иметь более десяти степеней свободы. К чему я это? Это, опять же, для наглядности. Вагон просто катается по рельсам туда-сюда. У него нет свободы выбора направления – куда его толкнули, туда он и покатился. Стрелочник перевел стрелку – он повернул. Не перевел – не повернул. Прелесть существования вагона – в отсутствии необходимости принятия решений, в отсутствии необходимости в свободе воли. Система толкнула – покатился туда, куда толкнули. Система жахнула посильнее – покатился быстрее. Не толкнули, не жахнули – стой на месте, слушай птичек и созерцай собственный пуп (не уверен, что у вагона есть пуп, но пусть будет). Есть среди нас такие вагоны. У манипулятора степеней свободы больше. У него есть свобода выбора – поднять руку, чтобы приварить крышу или не поднимать – будет кабриолет. У манипулятора есть свобода воли – пусть в рамках заданной программы, но она есть, пусть на уровне «хочу – работаю, хочу – не работаю», но есть.

Как мне кажется, манипулятором быть веселее. Он, конечно, тоже зависит от системы – розетка для питания, программное обеспечение, которое пишут для него другие участники системы, но все-таки веселее обладать хоть минимальной, но свободой воли и свободой выбора. Появляется осмысленность бытия.

Про это, кстати, пословица, вынесенная в заголовок. Тот, кто готов принять на себя ответственность быть свободным, тот будет свободным. А если ты – вагон, который принял на себя ответственность только в рамках одной степени свободы – ну, что ж, катайся туда-сюда по рельсам. И кстати, это тоже имеет свои плюсы – меньше ответственности – меньше спроса. Свободы, правда, тоже меньше, но она, как практика показывает, не всем нужна, а на неокрепшие умы она вообще может действовать губительно, уводя носителей этих самых неокрепших умов, по пути беспредела… А вагон… Глядишь, на этом вагоне поедут те, кто ищет себе дополнительные степени свободы. Стало быть, такие «вагоны» тоже нужны в сложной системе мироздания. Рассуждать о том, хорошо или плохо быть вагоном, мы не будем – в конце концов, у каждого – своя свобода выбора, кем и каким быть ему внутри природы.

Мы познаем мир только путем сравнения. Опираясь на тот опыт, который есть, сравнивая с тем, о чем имеем представление то, что видим впервые. Так мы все больше и больше приобретаем степеней свободы, причем делаем это осознанно. Берем ответственность за результаты использования тех инструментов, которые приобретаем, расширяя свою картину мира, расширяя свое небо для более продолжительного полета. Ведь как ни крути – свобода – штука замечательная! И пусть вагоны катятся, манипуляторы приваривают или не приваривают крыши к автомобилям, мы с вами, все-таки, будем верить в то, что однажды наши крылья поднимут нас в небо…

И конечно, закончить я просто обязан красивым и глубоким по содержанию четверостишьем – припевом из песни «Я Свободен» В. Кипелова, текст – М. Пушкиной:

Я свободен, словно птица в небесах,

Я свободен, я забыл, что значит страх.

Я свободен с диким ветром наравне,

Я свободен наяву, а не во сне!