Найти в Дзене

Секреты реальной самообороны без прикрас единоборств и фантазий БИ

Оглавление

Что не так с самообороной? Этим понятием размахивают как знаменем, не вникая в суть вопроса. И что мы видим по факту? В качестве самообороны предлагают набор каких-то несогласованных ударов, типа, прямой удар кулаком, удар коленом, локтем и т.п. Еще хуже предлагают самые различные блоки и варианты защиты. Я тут одной преподавательнице Крав-Мага на Дзене сделал замечание на тему, что она явно не успевает поставить блок против прямого удара здорового мужика. Так она просто забанила, потому что поняла, о чем речь идет. А ведь она этой «самообороне» других учит. Другому владельцу канала с Дайто-рю сделал замечание за театральную имитацию атаки нападающим при беспредельной свободе действий защищающегося, за что также получил замечание «не лезть на чужую поляну» плюс бан.

Самое плохое, что обучение самооброне превращают в аналог спортивных единоборств или боевых искусств.

Так что такое самооборона? Да все просто же – «Сам себя обороняю». Обороняю! Задача защитить на улице себя, своих близких, просто других людей, свое имущество. Защитить, а не целенаправленно кого-то угробить, и не быть крутым спортсменом или суперменом БИ.

Является ли рукопашный бой самообороной? Обычно под рукопашным боем понимается один из видов военного боя в реальной боевой ситуации. Поэтому в этом плане нет, рукопашный бой – не самооборона. Задача военного рукопашного боя (ВРБ) – уничтожить противника.

Может быть, какой-нибудь вид спортивного единоборства является самобороной? Тоже нет. Спортивные единоборства не предназначены для ведения боя на улице, у них задача – победа на соревнованиях в спортивном зале. Задача спортивных единоборств (СЕБ) – одержать победу над противником, доказать свое превосходство.

Можно ли рассматривать боевые искусства в качестве самообороны? Конечно, нет. Задача настоящих боевых искусств (БИ) – поражение противника любыми средствами с любыми последствиями после этого. Если этого нет, это уже не боевое искусство.

Итак, обратите внимание на очень важную вещь. Есть четыре вида боя по целенаправленности: уничтожение, поражение, просто победа и защита. Хитрость в том, что эти четыре вида боя различаются по средствам, методам и системе подготовки. Вот в чем секрет. У самообороны – собственная, отличная от остальных система подготовки и методика применения. В чем это заключается?

Прежде всего, в требованиях.

Требование № 1 – Простота системы подготовки и методов применения, которая не требует от ученика выдающихся способностей

Требование № 2 – Высокая скорость подготовки в расчете на то, что ученику придется защищать себя уже завтра.

Требование № 3 – Экономичность системы подготовки, направленная на минимизацию затрат времени и сил в подготовке и в применении.

Требование № 4 – Высокая практическая эффективность.

Понятно, что эти требования взаимно противоречивы. Но это только на первый взгляд. Вот дают Вам гирю весом в 100 кг и ставят задачу приподнять ее. Что делать? Бестолковый человек начнет себе рвать жилы на руках, пытаясь оторвать гирю от земли. Волевой сначала будет тренироваться и набираться сил, а умный… Умный вспомнит об Архимеде, который говорил о рычаге: «Дайте мне опору и я переверну Землю». Ведь в условии задачи нигде не было сказано, что оторвать гирю от земли надо именно при помощи собственной физической силы.

Так и самооборона. Тут нет правил. Тут не надо быть самым сильным, не надо быть самым хитрым, не надо быть самым храбрым. Здесь надо просто выжить, не важно, за счет каких средств и как. А потому можно пользоваться методом «навигатора». То есть искать наиболее оптимальный путь без правил и вне логичной логики. Навигатор может провести Вас по дворам, окружными путями, но эта дорога окажется более короткой по времени, потому что проспекты закрыты «пробками».

Как это решается? Противоположным путем от СЕБ и БИ. В самообороне на первое место выходит ум, а не тело. А именно надо быстро и правильно оценивать тактическую ситуацию, просчитывать варианты дипломатического решения вопроса и пути отхода, а также варианты победы, защиты и атаки, проводить оценку противника. Без тактической работы ума обычному человеку на улице не выжить.

На второе место в самообороне выходит психологическая подготовка, без которой все изученные приемы просто ничего не стоят. Психологическая подготовка может быть гораздо проще, чем у убийцы-терминатора, но она очень важна.

И только на третьем месте находятся методы физического воздействия.

А теперь несколько конкретизируем вопрос, что такое самооборона, и с чем ее едят.

На улице существует пять методов ведения боя, пять боевых ситуаций. И подготовка в самообороне должна вестись по этим пяти видам. Но не один к одному, не четко по пяти методам, а специальными комплексами - курсами. Сразу скажу, что пять видов боя – это Самозащита, Самооборона, Противоборство, Ошеломляющая атака, и Тотальное превосходство. Эти виды боя будут раскрываться по мере изложения

Подготовительный курс

Итак, перед нами человек, который в принципе способен как-то худо-бедно ударить, возможно, в случае необходимости, даже будет как-то драться, оказывать какое-то сопротивление, но в принципе, к драке не готов. Поэтому наша задача поселить в нем надежду, прежде всего. Надежду на то, что он все-таки что-то сможет и как-то выкрутится из сложной ситуации.

Для этого никаких блоков и даже идей о защите. Когда на курсах самообороны начинают учить каким-то блокам и приемам защиты, очень жалко учеников, ведь времена камикадзе уже вроде как канули в лету.

Ученику надо поставить два нокаутирующих удара - один удар ногой, второй - рукой, кулаком. При этом надо учитывать телосложение ученика. Рост, вес, длина рук и длина ног, развитость плечевого пояса и т.п.

Сначала – удар рукой. Для разных людей – это могут быть разные удары. Просим ученика «врубить» как только может по боксерскому мешку (ну так чтобы руку сам себе не сломал). Глядя на вектор его удара и плоскость, в которой нанесен удар, подбираем аналогичный удар, но только технически правильный. Смотрим, насколько он может приблизиться к правильному удару.

И дальше – переломный момент. Мы ни в коем случае не будем ставить удар в правильном техническом исполнении. Мы берем удар, который может выполнить ученик, и учим человека вкладывать в удар силу. А именно, вес и массу тела, а также крутящий момент (момент силы). Вложение веса и вложение массы – это разные вещи, которые далеко не все понимают. Масса – это с разбегу выбить дверь. Вес – это спрыгнуть с высоты и пробить пол. Момент силы – это крутящий момент туловища вокруг своей оси. (в боксе часто ошибочно крутящий момент называют вложением веса в удар, это кардинальная ошибка).

Вход в противника с вложением силы (веса, массы, крутящего момента) в ударе – вот что такое нокаутирующий, акцентированный удар кулаком в самообороне! Техника самого удара тут играет второстепенное значение. Это очень важный момент, который всякие поборники техники БИ СЕБ просто не поймут, «как такое может быть?». Тем не менее это есть.

А теперь удар ногой. Удар ногой выбирается на основе естественных движений при ходьбе, при движении по лестнице, при ударе по футбольному мячу. Исходя из телосложения человека и его возможностей, из вариантов выбираем один единственный, самый простой и легкий удар, самый естественный для данного человека.

А дальше не ставим удар технически, а также учим использовать в нем силу и прилагать ее к противнику. И этот удар надо научиться пробивать на скорость и в разных направлениях.

В итоге получаем арсенал из одного удара одной ногой, но скоростного и по разным направлениям. Удар по разным направлениям – это означает, что он пробивается в определенном секторе, а дальше надо как флюгер вертеться, смещая сектор обстрела.

И второй элемент арсенала – силовой, пробивной удар кулаком вперед с использованием всего тела и входом в противника.

Ну и все! Никаких дурацких блоков и «камикадзовских», тупых приемов самозащиты. Логика проста. На любые действия противника идет атака – скоростная атака ногой и силовая атака рукой (кулаком).

Вся эта метода начнет работать уже через месяц, 16 часов на постановку удара рукой, 8 часов на постановку удара ногой (в этой подготовке есть нюансы, что и как тренировать, это не примитивный подход, тут методу знать надобно).

В итоге подготовительного курса (ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВСЕГО ЛИШЬ) ученик приобретает некое оружие. Это уже делает его более уверенным в себе, а главное, дает надежду на будущее, появляется желание заниматься и учиться дальше.

И обратите особое внимание. Здесь нет стоек и нет дурацкого требования поднимать руки к голове. На улице, если ты поднял руки к голове как в боксе, значит, ты пригласил противника на танец, заодно и врезать по своей голове. А нам нужна неожиданность.

Начальный курс

Когда ученик обрел некое оружие и уверенность в себе, теперь можно начинать его учить азам самообороны.

И первое, с чего все начинается, это Самозащита. Надо научиться защищать собственное тело, как вместилище души и жизни. Самый простой путь – держать свое тело подальше от опасности.

Поэтому на этом этапе учимся держать дистанцию и управлять ею. Сначала – это фехтовальный принцип – отходить назад, отскакивать от противника, не давая ему дотянуться до себя. На любое действие противника – быстрый отход, уход назад, мгновенный разрыв дистанции. Это первое.

Второе – резкий уход в сторону боковым выпадом.

Третье – быстрые передвижения, бег с «обтеканием», обходом стоящих на пути предметов и людей.

Четвертое – разрыв дистанции, уходы в сторону или назад, но с использованием вращательных движений в прыжке.

Пятое – скоростное убегание от опасности, рывком и с нарастанием скорости.

Собственно – это нулевой прием самообороны. С него все начинается.

И вот здесь надо начинать уже учить философию. Прежде всего, тему, что отступление или бегство с поля боя – это нормальная военная практика, направленная на выживание и сохранение армии.

На этом уровне надо учить определять зоны агрессивной среды и обходить их, уходить от них. Зона агрессивной среды – это скопление агрессивного молодняка, толпа пьяных, спортивного телосложения уверенный в себе чувак, никому не уступающий дорогу, ну и т.п.

Затем надо понимать зоны скрытой угрозы – темные подворотни, подъезды, криминальные районы, неадекватные люди и т.п.

На фоне тактических ситуаций надо уже проходить психологическую подготовку. И это – борьба за жизнь, бороться за жизнь до конца, выжить в любых ситуациях, не сдаваться ни при каких обстоятельствах, не терять надежду, верить в то, что выход будет найден, в то, что безвыходных ситуаций не бывает, в то, что «береженого Бог бережет». «Лягушка в кувшине с молоком должна барахтаться до тех пор, пока молоко не превратиться в густую метану, а сметана – в твердое масло, и лягушка вылазит из кувшина».

Для этого применяются ментально-психологические тренировки, которые накладываются на физподготовку. При этом на тренировках ученики учатся решать тактические задачи соответствующего уровня.

Следующий раздел – это собственно Самооборона. Оборона подразумевает стоять на месте, защищать территорию, строить крепость, рыть окопы и т.п. В Обороне мы не убегаем как в самозащите. Здесь ситуация такова, что надо стоять на месте и сражаться, оборонять себя, оборонять других, защищать честь, ну и т.п.

Поскольку на данном этапе ученик еще достаточно слаб, то системой обороны и защиты тут заниматься бессмысленно. Поэтому отрабатываются атакующие действия – упреждающие или на контратаке, на встречной атаке.

Прежде всего, берем тот самый нокаутирующий, акцентируемый удар рукой и облекаем его в тактический прием. Подключаем противоположную ударной другую руку. Она не бьет, но вытягивается вперед, и начинает как торчащая палка мешать противнику, сбивать его с толку. При этом тело двигается в простом маятнике или челноке. В итоге и получаем первый прием – тело двигается туда-сюда, неударная рука ставит «дымовую завесу», а ударная рука выцеливает противника.

Это был один из вариантов действий. Первый тактический прием должен быть в достаточной степени индивидуальным для ученика и секретным для остальных.

Второй прием – это ноги. В арсенале пока что один удар ногой. А потому надо научиться этот удар бить в движении. При ходьбе, прыжках, вращении, маятнике и челноке.

Ну а теперь все смешиваем. Нулевой прием отходов и уходов – на него вешаем первый прием акцентированного удара кулаком и второй прием удара ногой. Составляется некая ката боевая, где эти элементы связываются в одно целое.

Базовый курс

Здесь я кратко. В базовом курсе четыре удара ногой, четыре удара рукой. Четыре уклона, четыре вида передвижений. Это формируется в связки.

Здесь появляются борцовские приемы и антиборцовские приемы. Техника противозахватов – сбивы попыток захвата, контрзахваты рук, удары против жестких захватов. Противобросковая техника – захваты опасных зон (яблочко горла, сонная артерия, глаза, уши, яйца и т.п.) с выкручиванием.

Техника толчка – толчок головы, плечевого пояса, паховой зоны.

Техника рывка на себя – рывок головы, плеча, ног.

Общие положения

Моей задачей было не описать полностью систему подготовки, а обрисовать направление, в котором строится и развивается система самообороны. Ну, кто сообразил, то видно, что система самообороны строится по принципу конструктора или дерева. Сначала строим основание, а потом на нем делаем надстройки. Это как дом строим. Метод последовательных шагов.

В начале никаких стоек, никакой базовой техники, все максимально приближено к реальности. Это росток. Он растет и постепенно вырастает в дерево.

Кто хочет, с течением времени может довести самооборону до уровня БИ или СЕБ.

А так: подготовительный курс, начальный курс, базовый курс, стандартный, продвинутый, развитый, профессиональный, мастерский…

Важны не курсы и ступени, важна логика подготовки в самообороне.

Если будет интересно, мы эту тему продолжим.

А так от себя лично…

Лично я с идеями самообороны и с тем, с чем ее едят, столкнулся в самом начале своих занятий, что было очень давно. Друг, боксер старой школы и уличный боец, даже не друг, а старший товарищ с большим послужным списком уличных побед и вообще без поражений, применял один единственный нокаутирующий удар с одним тактическим приемом. Он вращался в полукриминальной среде, и к нему не раз из других городов приезжали криминалы научиться этому приему, платили хорошо. Он его ставил примерно за 2-3 дня ненапряженных занятий. Некоторым, всего за день. То есть не то, чтобы этот прием был отшлифован, но его уже можно применять, если ты не лох.

Потом был курс джиу-джитсу прикольного, всего 4 месяца подготовки. Просто пакет приемов-«подлянок», но со спецподготовкой, но несложной. Никаких тебе сложных бросков, вообще не было бросков – глаза, гортань, шея, пах, подножки, наступы, несколько ударов ребром ладони, удары пальцами и все. Противник должен падать на землю и биться головой о землю.

Потому специфическая система каратэ, очень простые, но очень жесткие удары, и их мало. И очень жесткие, срубывающие блоки. И года не прошло, как наши ученики «подросли» на улице до сложных противников с минимальным запасом техники.

Практичная самооборона – это не миф и не фантазии. Это наука!!!

.