Когда-то, довольно давно, я читал роман под названием «Гражданин Галактики». Возможно, я сделаю обзор на него, но я пока сам не решил, хочу ли я этого. А вот написать о том, что Хайнлайн думал про это – я попробую прямо сейчас. Конечно, я буду ссылаться на «Гражданина Галактики» и некоторые другие произведения Мастера, в которых так или иначе, фигурирует рабство. И проблема в том, что, несмотря на то, что Человечество в этих книгах доросло до довольно «взрослого» состояния, несмотря на всю его мощь – например, в «Гражданине Галактики», торговый корабль «Сису» (если мне не изменяет память) сжёг пиратский корабль, отстреливаясь от него атомными ракетами. То есть – если даже «торгаш» может отбиться от пирата, то где космофлот? Где Космическая полиция, которая как раз и должна заниматься всеми этими вещами? Где всё? Но, как говорится, давайте разбираться… Сначала я приведу цитату из «Гражданина Галактики»…
«Голова у мальчика кружилась, от ощущения почвы под ногами его тошнило. Рабовладельческий корабль преодолел более сорока световых лет, неся обычное для таких кораблей зловоние – испарения скученных немытых тел, страха, рвоты и застарелого горя. И все же там мальчик был кем-то, его уважали, он имел право на ежедневную еду, мог бороться за возможность спокойно съесть ее. У него даже были друзья. А теперь он никто и ничто, снова просто товар для продажи.»
Уже из начала романа мы видим довольно много – то, что пираты захватили этого мальчика (Торби) довольно далеко от этой планеты, то, что корабль прошёл большое расстояние, и то, что условия на корабле были… не самыми хорошими. Уверен, что в процессе перелёта часть потенциальных рабов… скажем так, умерла. И вообще, это может быть списано, например, с перевозки рабов в нашем мире – когда работорговцы набирали людей на каких-нибудь островах и везли их через океан. И довозили они до места назначения далеко не всех…
Но, вот, значит, нашего героя покупает «нищий» и ведёт к себе домой. Потом оказывается, что этот нищий инвалид – у него на самом деле не было одной ноги, целый полковник Баслим, который работает на… Патруль. То есть, борьба с пиратством, вроде как ведётся, не так ли? Но, как говорится, не всё так просто. Увы, но Роберт Хайнлайн… скажем так, не понимал некоторых вещей. Вот например – как пираты могли перехватить корабль, который шёл через гиперпространство? Просто, если учесть, что действие происходит в довольно далёком будущем, и корабли вполне себе могут ходить на большим расстояния – например, сорок световых лет, как это следует из цитаты в начале, значит, они вполне себе используют гиперпереход, или что-то в этом роде. И, как я понимаю, выглядит это примерно так – корабль стартует, например, с планеты – в книге такое было, после чего уходит от её притяжения (ну, на дистанцию, с которой возможен разгон до скорости прыжка), после чего «выпадает» из нашей реальности, чтобы оказаться в гиперпространстве. Всё, на этом этапе корабль перехватить нельзя (ну, если вы не создатель «Мышиных войн», конечно!). Потом, корабль выходит в нормальное пространство, например, около целевой системы, входит в неё – и идёт к нужной планете. Что их этого следует? Только то, что пираты могут нападать на корабли только до того, как он ушёл в прыжок (что опасно, так как около планеты, откуда он улетел, могут быть очень сильные Силы Системной Обороны (или кто-то в этом роде), или после того, как корабль вышел из прыжка – например, около системы цели. Но и там могут находиться какие-нибудь патрули. Пока всё логично, не так ли?
И вот теперь начинается самое интересное. Например, как и откуда пираты могут знать, что в ту или иную систему сейчас может прибыть корабль? Нет, допустим, можно предположить, что они могли взломать некие информационные системы и получить доступ, например, к полётному плану кораблей какой-нибудь компании. Ну там, грузовые, или пассажирские перевозки. Логично, да. И, соответственно, с такими данными, пираты вполне себе могут поджидать «торгаша» прямо на выходе его из прыжка, что называется, с пушками наготове. Соответственно, после того, как корабль будет атакован и взят на абордаж, пиратам надо очень быстро покинуть «место преступления», так как нападение, которое происходит так близко от планеты-цели – обязательно привлечёт внимание Патруля. Так что – пока всё довольно логично. И вот теперь мы начинаем задавать вопросы…
Например, ведётся ли борьба с пиратством? Просто если судить по нескольким эпизодам – что существует Патруль, что на тех же «торгашах» есть ракеты и всё такое – то да, некая борьба имеет место быть. Только вот… какая-то она не особенно эффективная. Например, где рейды на базы пиратов? Их сложно найти? Ну, да, космос большой, и в нём легко спрятаться – с одной стороны. С другой, так как нападения возможны только вблизи от планеты-цели, может, стоит оборудовать в точках, где возможны выходы из прыжка, что-то вроде «блок-постов»? Космические станции, в районе которых будут нести службы корабли Патруля. Всё – число нападений тут же снизится, так как Патруль сначала будет стрелять, а потом уже задавать вопросы. Далее – где столь ненавидимые Мастером средства, которые были описаны в «Двойнике» и «Детях Мафусаила»? Да, я про разного рода «сыворотку правды» и прочие «милые» вещества сейчас? Ну, помните – игла с неким «препаратом» загоняется куда положено – и человек рассказывает всё, что знает. Допустим, проследить за кем-то с того рабовладельческого корабля, на котором привезли Торби, дождаться пока он будет совершенно один, и ввести ему «препарат». Может, он и не знает координат базы – но он может знать того, кто знает. А потом – рейд на эту базу. Я что-то сомневаюсь, что пираты могут что-то противопоставить Патрулю. Это не Звёздные Волки из книг Гамильтона, а просто бандиты…
Что – кто-то может сказать, что с этого живут на тех планетах, типа того же Саргона? Ну что там США привыкли делать с теми, кто им не нравится? Устраивать «гуманитарные бомбардировки», вводить санкции, устраивать блокаду и так далее. И где всё это? На всей планете работает один-единственный агент под прикрытием – и тот инвалид. Думаю, что все отлично помнят, что с ним в итоге стало. И Торби он спас вовсе не по природной человечности (хотя и по этой причине тоже), а потому что Баслиму был нужен помощник в его работе…
Так что, если судить по книге, то никакой борьбы с пиратством и торговлей рабами… просто не ведётся. Да, она есть на словах, о ней говорят, но вот на самом деле – ничего не происходит. Более того, после прочтения романа лично у меня появилось такое стойкое ощущение, что к тому, как Торби попал к пиратам, могли приложить руку его, скажем там, родственники. Ну, Торби ведь не просто так, а наследник одной очень богатой семьи… А в таких семьях, зачастую, идёт самая настоящая борьба за власть. А если предположить, что кто-то из этой семьи ещё и помогал пиратам – и имел с этого доход… В общем, всё очень быстро встаёт на свои места, как мне кажется…