Доброго времени суток! Сегодня хотел бы рассказать о том, как юридически грамотно разговаривать с представителями полиции. К сожалению, на сегодняшний день рейтинг доверия к полиции находится на низком уровне. По данным ВЦИОМ, доверяют сотрудникам полиции своего региона 57% опрошенных россиян, не доверяют — 35%. И именно из-за недоверия, у многих граждан при обращении к ним полицейского возникает страх.
Считая данную эмоцию неправильной при указанных выше обстоятельствах, думаю необходимо рассказать как действовать, когда к вам на улице, метро или ином общественном месте подходят «люди в форме».
1. В первую очередь, любой сотрудник полиции при обращении к гражданину обязан представиться, то есть назвать 6 пунктов: его фамилию, имя, отчество, звание, должность и подразделение. При этом на форменной одежде сотрудника полиции должен быть нагрудный знак с индивидуальным номером этого сотрудника. При особом желании, вы можете позвонить в дежурную часть того подразделения, которое вам назвал сотрудник в качестве своего места службы, предварительно узнав номер в Интернете и уточнить, действительно ли данный сотрудник состоит у них на службе.
2. После того как сотрудник вам представился, вы вправе предъявить ему требование показать его служебное удостоверение для полного ознакомления. В удостоверении важно обратить внимание на соответствие звания на погонах полицейского и указанного в удостоверении, а также на срок действия этого удостоверения (указывается в правом нижнем углу левого разворота).
3. Как только вы удостоверились, что перед вами стоит действительно сотрудник органов внутренних дел, вам необходимо узнать причину и цель его обращения к вам. Они могут быть различны: от банальной «проверки документов», просьбы участия в качестве понятого в следственном действии до подозрения в совершении правонарушения. Дальнейшие действия, в зависимости от причины и цели обращения будут рассмотрены в следующих статьях, поскольку требуют детального разбора.
4. Говоря об общих принципах общения полицейского и гражданина стоит отметить, что по закону сотрудник обязан общаться с гражданами на Вы, должен избегать порицания гражданина, а также избегать чтения нотаций. На граждан же такая обязанность законом не налагается, при этом гражданин должен исключить в общении нецензурную лексику (грозит привлечением по 20.1 КоАП РФ), а также оскорбления представителей власти (ст. 319 УК РФ). Общаться нужно спокойно, уверенно.
На сегодня все! Желаю каждому знать свои права и избегать проблем с законом.