Прекрасному артисту Сергею Шакурову не повезло. Он родился 1 января. И потому сейчас, когда ему стукнуло 80 лет, все наши федеральные каналы практически не обратили на это никакого внимания. Они все занимались развлечением отдыхающего в новогодние каникулы населения. Только канал «Россия-К» вспомнил об одном из самых востребованных артистов нашего времени и выдал в эфир большую монологическую программу с юбиляром, а затем показал фильм «Любимая женщина механика Гаврилова». В нем, если помните, Шакуров эффектно появляется в самом финале. Вот и весь телесказ про обаятельного артиста, снимавшегося в картинах, которые многое, очень многое определяли в нашем культурном бытии десятилетиями.
Зато потом началось! Сначала все каналы бросились наперебой поздравлять Марину Неелову, в результате чего примадонна «Современника» удостоила самого Познера своим вниманием и разговором. Правда, выглядел весь это эфирный елей нарочитым и каким-то странным, когда даже ВВП заискивающе смотрел на красующюуся в кадре узнаваемую артистку. Она не любит давать интервью (видимо, опасаясь вопросов о личной жизни, где у нее, как мы помним, все было не очень гладко), справедливо полагая, что распрашивать ее будут не о ее неудачах (а были и такие в ее театральной карьере), а о ее жизни на Западе с мужем-дипломатом.
Мне почему-то показалось, что Марина Мстилавовна нынче живет где-то далеко-далеко от нас, изредка спускаясь с небес на грешную землю. И нет в ее героинях того нерва жизни, которым она нас так волновала в 70-е годы еще прошлого века, Примеры можете вспомнить сами. Я же навскидку назову «Цвет снега белый», «Слово для защиты», «С тобой и без тебя», «Монолог» и, конечно, «Осенний марафон».
Те же приемы продемонстрировал ВВП и в разговоре с вечной кокеткой нашего кино Ренатой Литвиновой, юбилей которой тоже пришелся на январь. Правда, мне показалось, что игра в юбилеи, затеянная, прежде всего, Первым каналом связана отнюдь не с уважением (пусть и показным) к юбилярам со стороны боссов данного федерального вещателя имени К.Л. Эрнста, а с желанием вернуть к экранам зрителей категории «50+» после оголтелого «омилохивания» всех эфирных проектов. Литвинова для такого маневра годится вполне. К ней уже привыкли, и никакие пародии на нее М. Галкина уже не отвратят публику от желания посмотреть на эту «икнноу стиля». Жалко, что она, как госпожа Волочкова, не умеет садится на шпагат. Может быть, тогда был бы в этом какой-никакой элемент зрелища. Но слава богу, что юбилей Ренаты прошел и следующего нам надо будет ждать целых пять лет.
Апофеозом юбилейных торжеств отечественной богемы стало 50-летие Константина Хабенского, которого Первый канал и иже с ними пытались превратить в этакого властителя дум нынешнего поколения любителей кино и театра. В ход пошло все, о чем можно было рассказать вслух относительно юбиляра, вплоть до его эксклюзивного поцелуя от Анджелины Джоли. Хотя в биографии артиста и человека были более драматичные моменты. Однако все затмило желание возвести нынешнего художественного руководителя МХТ имени Чехова на пьедестал кумира. В связи с этим вспоминается фраза, сказанная мхатовским корифеем Борисом Ливановым в 1970 году, когда главным режиссером театра был назначен Олег Ефремов. Ливанов своим громовым голосом произнес: «Это не Ефремов поднялся до уровня МХАТа. Это МХАТ опустился до уровня Ефремова».
Хабенский – «звезда», и, видимо, считает себя популярным артистом. Во всяком случае, СМИ и журналисты угодливо ему об этом напоминают, теша его самолюбие. Вот почему он так органичен в роли невозвращенца Корчного в драме «Чемпитон мира». Как и положено «звезде», он играет много и охотно. Иногда удачно («Метод», 1-й сезон), иногда провально («Адмирал», «дозоры-позоры»). Иногда явно копируя кумиров советского кино и театра. Как это было сделано в фильме «Географ глобус пропил», где видны потуги авторов картины создать новую версию шедевра «Полеты во сне и наяву».
Именно после «Географа…» меня не покидает устойчивое ощущение, что К.Ю. Хабенский вольно или невольно претендует на место О.И. Янковского в нашем сознании. Но стать властителем дум и кумиром у него пока не получается. Он слишком амбициозен и слишком обидчив на тех, кто пытается ему что-то подсказать и предложить. Теле-елей на его тонкую душу артиста СМИ пролили в январе от всего сердца. Только после этого водопада панегириков я стал относится к его искренним взглядам и словам с некоторой подозрительностью. Примерно также, как когда-то я воспринимал некоторые пассажи из уст О.П.Табакова (особенно в костюме Сальери в фильме «Мои современники»). Все-таки уроки хорошо поставленной искренности были хорошо выучены нашими артистами в системе советского театрального образования.
Никто не отрицает благих дел и намерений каждого из январских юбиляров, но мне почему-то показалось, что хвалебные оды и восторги, которые расползлись по экране слащавой патокой, ничего нового в наше восприятие этих богемных персон не прибавили. Мы их слишком хорошо знаем и слишком хорошо помним, чтобы поддаваться соблазнам восторгов, «охов» и «ахов» в их персональный адрес. Дело артиста – играть, а не рассуждать о своем месте в культуре и искусстве. За игру мы их и любим.
Владимир Бессер
#юбилей #сергей шокуров #неелова марина