Найти тему
ТыжИсторик

"Пятнадцать радостей брака". Очаровательный средневековый шовинизм.

Автор: Крыс Питерский

Доброго утра, родные! Отдохнем немного от кровавых будней папского престола и поговорим о вещах не менее занятных. Например, о женоненавистничестве. Авторки фем-пабликов искренне считают, что все вот это изобрел исключительно Дисней. А вот фигушки!

Риторика в стиле "глупые бабы, несчастные мужики" существует, пожалуй, столько же, сколько существует письменная культура. Не удивлюсь, если однажды историки радостно провозгласят нахождение сотни древнешумерских глиняных табличек с текстом вроде "Об изощренном коварстве женщин". Но мы так далеко заглядывать не будем, у нас сегодня - анонимный трактат рубежа XIV и XV вв. под веселеньким названием "15 радостей брака".

Да, сегодня иллюстрации будут такими. Милый сердцу автора проект "Страдающее средневековье" исключительно прекрасно рифмуется с настроением нашей книжки.
Да, сегодня иллюстрации будут такими. Милый сердцу автора проект "Страдающее средневековье" исключительно прекрасно рифмуется с настроением нашей книжки.
Но, заметьте при том, я женатых отнюдь не осуждаю, напротив, хвалю и одобряю поступок их от всей души, ибо для чего же и рождаемся мы на свет, как не для того, чтобы каяться, страдать да смирять грешную нашу плоть, тем самым прокладывая себе дорогу в рай. И я так рассуждаю: нет на свете суровее епитимьи, чем пережить и снести те великие скорби и тяжкие страдания, кои ниже будут указаны и описаны.

Вот такая прелесть нас ждет уже во вступлении. В общем и целом - сразу понятно, что ждет дальше. Автор трактата (увы неизвестный) с ходу определяет свое отношение к браку, женщинам и вообще. И дальше - не прекращает жечь глаголом. Да, приготовьтесь, дальше будет много цитат.

А как наступит следующая ночь и она ляжет спать, муж ее, по простоте душевной, все будет приглядываться, заснула ли она и хорошо ли укрыта. И если нет, то заботливо укроет ее потеплее. Тут она притворно вздрогнет, и простодушный супруг спросит ее: «Вы не спите, душенька?» А она в ответ: «До сна ли мне!» — «Ну что, вы утешились ли?» — «Утешилась?! А о чем мне горевать? У меня, слава богу, всего довольно, чего же мне еще!» — «Клянусь богом, душенька моя, будет у вас все, что вам угодно, уж я постараюсь, чтобы на свадьбе у кузины моей вы были наряднее всех дам». — «Ну нет, я больше в гости ни ногой!» — «Ах, прошу вас, голубушка, сделайте такое одолжение, пойдемте на свадьбу, а все, что требуется из нарядов, я вам доставлю». — «Да разве я у вас просила? — говорит она. — Нет, ничегошеньки мне не надобно, я из дома-то теперь никуда, кроме как в церковь, не выйду, а что я вам то слово сказала, так тому причиною мои знакомые, что застыдили меня вконец, — уж мне одна кумушка донесла, как они обо мне судачили». И снова давай муж ломать голову надо всеми этими делами: в доме ни лечь, ни сесть не на что, а платье встанет ему в пятьдесят или шестьдесят экю (громадные деньги - прим.авт.) золотом, денег же, хоть тресни, взять неоткуда, а взять-то надо, ибо жена — достойная и добрая женщина, которую Господь Бог, хвала ему, дал мужу на радость, И так ворочается он всю ночь с боку на бок и глаз не смыкает, прикидывая, где бы раздобыть ему денег. А хитрая дама тем временем посмеивается себе потихоньку в подушку.

Сочинение, как я уже говорил - анонимное. Единственное, что можно уверенно сказать про автора, это то что он был французом (шедевральные по своей сермяжности оды родному королевству во вступлении легко дадут фору любому материалу Russia Today) и почти наверняка - клириком. Текст об этом свидетельствует столь бурно и недвусмысленно, что не надо быть специалистом.

что же до меня, то я, размышляя о браке, коего сладость мне познать от века не суждено (ибо Господу угодно было ввергнуть меня в иную юдоль, даром что и там лишен я вольной воли)[6], так вот, рассуждая о браке, слушая и наблюдая тех, кто о нем более моего осведомлен, постиг я следующую истину: брак заключает в себе пятнадцать состояний, кои женатыми людьми почитаются за великое блаженство и сладчайшее утешение, мною же, из ума еще не выжившим, сочтены горчайшими и жестокими муками, тяжелее коих не видано на земле, ежели не поминать, конечно, о четвертовании и пыточном колесе.

Делать подробный разбор ни я, ни мысь желания не имеем. Во-первых, потому что при всей сочности стиля, вполне достойного ныне запрещенного на территории РФ "Мужского государства", содержание довольно однообразно. Во-вторых, не хочется лишать читателя хоть малой, но интриги. Книжка небольшая, осваивается за пару часов вдумчивого чтения.

Примерное видение анонимным клириком "сферической жены в вакууме"
Примерное видение анонимным клириком "сферической жены в вакууме"

Особо отметим лишь, что "15 радостей" - это несомненная заочная полемика с написанным ранее легендарным "Романом о Розе" - одним из главных средневековых бестселлеров, сформулировавшем, по сути, саму идею куртуазной любви. Впрочем, с "Романом" не полемизировал в то время только ленивый. Чтобы примерно дать аналогии - это как споры о Пелевине и Сорокине в начале 2000-х. Многие толком и не читали, но высказаться надо всем.

И бывает так, что резвый и прыткий молодой человек женится на достойной и благонравной девушке и они вдвоем услаждают себя, чем только возможно, и год, и два, и более, пока не охладеет в них молодой задор; но женщина стареет не так быстро, как мужчина, каков бы он ни был, ибо на ее долю не выпадает столько забот, да трудов, да маяты, сколько мужу ее: не будь у него услад да забав, он, глядишь, еще скорее в дряхлость бы впал. Правда и то, что женщине, когда она носит да рожает детей, также тяжко приходится, ибо беременность и роды, что и говорить, великий труд, но разве мыслимо сравнить его с теми заботами, да тяготами, да глубокими раздумьями, в которые ввергает мужчину любое важное дело. Что же до беременности и родов, то это дела обыкновенные и дивиться тут нечему: для женщины они такой же труд, как для курицы или гусыни, что извергают яйцо с кулак величиною оттуда, куда, кажется, и мизинца не засунешь. Так уж природа устроила — что для женщины, что для курицы, а поглядите-ка на эту последнюю: она знай себе только жиреет, неся яйца каждый Божий день; это ведь глупому петуху забота — с утра до ночи искать для курицы корм да совать ей в клюв, а той и делать больше нечего, кроме как есть, да кудахтать, да довольною быть. Таково же поступают и все добрые почтенные женатые люди, и за то они похвалы достойны.

Да, в отличие от куртуазных авторов и прочих труверов, наш милый аноним твердо убежден - сама женская природа лукава, коварна и ничего кроме похоти, алчности и хитрости в себе не содержит. Нельзя на самом деле сказать, чтобы это был абсолютный средневековый мейнстрим. К этому моменту уже заполучила свою славу, например, Хильдегарда Бингенская - аббатиса, теолог и музыкант. Ага, уже в XII веке никто ничего странного видел в женщине-музыканте. К слову, музыка была интересной - ну, если вы вообще в состоянии переварить аутентичное средневековое творчество... Но нам с мысью нравится!

Суровая Хильдегарда даже не смотрит на тебя... Слушай музыку, грешник!
Суровая Хильдегарда даже не смотрит на тебя... Слушай музыку, грешник!

В общем, к чему это я? Да ни к чему, если честно. Серьезной исторической ценности наш трактат не содержит, мысль о том, что "бабы-злобные дуры" стара как мир... Но до чего же интересно обнаружить, что в те далекие (700 с лишком лет назад, напоминаю!) времена и идеи и риторика были теми же что и ныне. Сразу делает изучение истории... живее?

Счастья вам! Не болейте! И не обижайте жен, они хорошие!

P.S. Не могу удержаться. В процессе работы над материалом - попалась вот такая дивная цитата из другого, не менее "мужского" трактата. Я просто оставлю ее здесь

И вот еще что - не следует спорить со своим мужем или выражать ему свое неудовольствие, как та горожанка, которая на каждое слово своего господина отвечала с такой язвительностью, да еще при людях, что муж страшно рассердился и, стыдясь людей, сказал ей раз, потом другой, чтобы она замолчала, но она не унималась. Тогда разгневанный супруг со всего размаху ударил ее кулаком и опрокинул на землю, а потом - лежащую - ударил ногой в лицо и сломал ей нос. Так стала она на всю жизнь уродом: из-за ее сварливости и насмешек свернули ей нос, что дорого ей обошлось. Уж лучше ей было бы стерпеть и смолчать.

P.P.S. Напоминаю, что нас с мысью можно лицезреть и читать еще воть здесь. Не настаиваю, но мало ли)

#средние века #шовинизм #средневековая литература