Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Когда я делаю кому-то гaдocть, я знаю, что делаю гaдocть". Самый известный кинокритик Антон Долин

Окончание интервью Веры Илюхиной специально для "Лилит". Предыдущая часть ЗДЕСЬ

Вы зависимы от мнения окружающих?

Конечно. Для меня очень важно мнение других. Но это не значит, что я буду делать так, как они хотят. Разумеется, я очень расстраиваюсь, когда обо мне плохо пишут или думают.

Когда-то гениальную Киру Муратову – одну из моих ролевых моделей в жизни, спросили, что для нее значат деньги. Про ее фильмы часто говорили, что она выеживается, потому что деньги ей, дескать, не нужны… На что она ответила: «Вы не понимаете – деньги я очень люблю. Но кино я люблю больше!»

Вот и все. И я так же зависим от чужого мнения. Но кино я, как говорится, люблю больше…

Что вас может вывести из себя?

Ссора в фейсбуке может ранить. Но, к счастью, ненадолго. Я могу помнить сюжеты каких-то дурацких фильмов, которые смотрел двадцать лет назад. Но обиды долго не держатся в моем сознании. Есть огромное множество людей, которые отравляют мне жизнь своей ненавистью. Проходит время, и я даже не могу вспомнить, кто они и что сказали… Моя память очень милосердно со мной обходится. Но это свойство психики.

Если абстрагироваться, то карма – это что?

Я представляю себе карму или человеческую совесть как некую белую комнату. Каждый раз, когда испытываешь злость, ненависть или другие негативные эмоции, ты просто… сажаешь пятно на стену в этой комнате. А жить в ней тебе – и никому другому. Ты просто продолжаешь жить с этим пятном. Это как портрет Дориана Грея. И чем большее гадостей ты сделаешь, тем он становится уродливее. Ты не можешь его уничтожить. Он с тобой всегда. И ты – это он!

Я одну заповедь человеческую предпослал бы: друзья, следите за своими портретами Дориана Грея…

Когда я делаю кому-то гадость, я знаю, что делаю гадость. Когда ребенок говорит: я не разбивал чашку – он знает, что разбивал. И здесь то же самое.

В новом романе Владимира Сорокина «Доктор Гарин» есть герой по имени Владимир. Который на протяжении всего романа, что бы ни происходило, всегда говорит: «Это не я». На самом деле это стратегия очень многих людей. Но это говорит только о том, что они прекрасно понимают, что делают… Подлец всегда знает, что он подлец…

Антон, назовите пять имен топовых блогеров, которых нужно, на ваш взгляд, смотреть?

Я прекрасно отношусь к блог-культуре, но не являюсь ее потребителем. Поэтому, если честно, никого назвать не могу.

Мои топовые блогеры – это Платон, Монтень и Лев Толстой. Хотя Лев Толстой много глупостей говорил. Отличный парень Дудь, но я не смотрю его. Гордеева моя приятельница близкая… Я не понимаю одного: как можно вместо того, чтобы выслушать даже по десятому разу симфонию Малера, смотреть интервью с каким-нибудь рэпером? Но я не моралист. И скажу так: лучше они, чем министр Лавров… Оба моих сына много смотрят разнообразных тик-токов, видео. Вот сегодня Аркадий смотрел час ерунду какую-то. А потом час читал книжку про короля Артура. И я доволен. Не дай мне бог роптать на судьбу после этого. Если ему для его восстановления, для его чувства юмора нужно посмотреть видео про котиков, да на здоровье!

Лучшие фильмы всех времен, незаслуженно забытые?

Мне кажется, всему свое время. Если хороший фильм забыт, значит, были причины. Выплывет потом. Ничто талантливое не теряется. В отношении кино у меня нет ощущения несправедливости. Давайте я вам назову фильмы, сделанные очень крутыми женщинами. Последние, которые мне понравились:

  • «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер. Потрясающе талантливая постановщица из Италии, следующая традициям итальянского магического реализма – и в то же время и неореализма. Она сделала картину абсолютно не сентиментальную, но мне хотелось плакать.
  • «Верность» Нигины Сайфуллаевой, один из лучших русских фильмов за последние годы, невероятно впечатливший меня свободой отношения к телу, женской субъектности в отношениях с мужчиной, что для России супер редко случается.
  • «Земля кочевников» Хлои Чжао, победительницы Венецианского кинофестиваля.
  • «Титан» Жюли Дюкорно, второй за всю историю фильм женщины-режиссера, победившей на Каннском кинофестивале, такой трансгрессивный боди-хоррор о женщине, зачавшей ребенка-монстра от автомобиля – совершенно скандальное, яркое зрелище.
  • И потрясающий фильм еще одной француженки, Одри Диван, – «Событие». Где рассказывается о девушке, которая в 1963 году не может сделать аборт, потому что за это сажают в тюрьму.

Вы чего-нибудь боитесь?

Как любой родитель, я переживаю за будущее своих детей. Но будучи свободолюбивым и лишенным, надеюсь, авторитарности, родителем, я приму любой их выбор. Но пока один еще шестиклассник и ему предстоит как минимум закончить школу. Второй студент, поступил во ВГИК. Если они решат уехать, я возражать не буду. Ни в их выборе в ceксyaльнoй сфере, ни в профессиональной, ни в месте проживания.

Вы счастливый человек?

Мне кажется, да. Я точно не несчастный. Когда-то я для себя нашел рецепт счастья. Он элементарный.

Нужно найти свое дело и овладеть им настолько, чтобы оно тебя кормило. Все. В эту секунду ты счастливый человек. Не чтоб оно тебя прославило, не чтоб обогатило. А чтобы кормило.

А в личной жизни найти человека, с которым ты хочешь провести жизнь. Мне повезло…

Понравилось? Подпишись на наш канал! Начало интервью ЗДЕСЬ.

(с) "Лилит" * Фото вверху: buro247.ru