Начало истории
Когда уволились старослужащие, мне командир роты Панков приказал принять у ротного писаря Зиганшина ротно-писарские дела т.к. тот демобилизовывался. Принял дела, но писать мне пришлось недолго, где-то примерно перед новым 1940 годом командир роты приходит из штаба и говорит: «Вот писарь – одевай треугольнички и выбирай себе любых солдат из роты. Отныне ты – командир отделения – это великая честь – тебе присвоено звание командира отделения – ныне соответствует сержанту». Я отнекивался – что школу младших командиров не кончал и плохо знаю военное дело. «Не рассуждать» - был ответ.
При пополнении новобранцев прибыли с высшим образованием:
Рябков Иван Иванович – литератор
Гильдунин Борис Константинович – инженер-строитель
Заливанский, не помню имя – отчество – инженер- гидротехник
Миронов, не помню имя – отчество – математик
И еще фамилию не помню, был инженер мебельной фабрики и механик каких-то теплоустановок – котлов что-ли?
Вот этих людей и посоветовал мне взять командир роты. Сказал, что люди они все образованные – излишка на них не кричи. Через месяц –два-три все они будут младшими командирами, а потом офицерами. Будь тактичен, но строг. Эти, т.е. те, кто не служил и были взяты для прохождения воинской службы и довольно пожилого возраста.
Уже было известно, что младший командующий состав будут служить 3 года, а рядовые – 2. Так оно и было. В 1940 году осенью наш призывной год из солдат послали домой. Нам, младшим командирам, пришлось остаться служить еще 1 год.
В Благовещенске, почти около реки Амур был речной техникум, где готовили командный состав водного транспорта. Отделения: судоводительское, механическое и еще вроде эксплуатационное – что ли? Я побывал там и твердо решил учиться в этом техникуме. Когда ходили в караул, то я со своим отделением ходил в качестве разводящего, а солдаты – часовыми. После того, как сменятся с поста, должны бодрствовать т.е. не спать, а отдыхать. В эти часы я упорно принимал уроки, даже конспектировал русский язык и математику. Благо было от кого поучиться. Рябков И.И. – русский язык, Миронов - математику. Судить теперь не буду насколько это мне давалось, но я предвкушал поступить учиться, носить форму и быть в последствии командиром какого-нибудь суденышка. К этому времени я прочитал книгу Лухманова и иллюзии вырисовывались в общих чертах моего воображения.
На третьем году командир отделения получал 120 рублей в месяц, помощник командира взвода 180 рублей, старший роты 220 рублей. Это немалые деньги по тому времени и притом на всем готовом. Я курил махорку и копил деньги. Потом месяца через два меня назначили помощником командира взвода и я стал получать 180 рублей. Старшина роты был что-то из Тюменской области из сверхсрочников, толи по болезни он подал раппорт – уволился и меня в январе 1941 года назначили старшиной роты при старом звании старшего сержанта (помощник командира взвода). Я уже стал получать 220 рублей в месяц и мой бюджет увеличился. Потом бах – и с финнами война. Нас конечно отсюда – из Благовещенска не брали, т.к. мы несли службу именуемую «первый эшелон» т.е. непосредственно вблизи противника. Война с финнами скоро кончилась (продолжение)