Введение
В 1989 году были закончены испытания новейшего по тем меркам советского стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. А в 2005 году он был принят официально на вооружение уже российской армии. На 2013 год – последнего до санкций - у нас было 16 таких самолетов. В 2016 году был широкой публике впервые продемонстрирован его модернизированный вариант - Ту-160М, выполненный на базе одного из уже строевых самолетов. Годом ранее в 2015 году они впервые в своей летной биографии работали по реальным целям в ходе антитерростической операции в Сирийской Арабской Республике крылатыми ракетами Х-555 и Х-101. Но такого количества самолетов недостаточно для наших военных потребностей. В свое время СССР планировал поставить своим воздушным асам 100 таких машин. Мы не имеем сейчас таких возможностей, но 16 самолетов такого типа даже после модернизации в Ту-160М недостаточно для России. Поэтому 12 января 2022 года совершил первый полет Ту-160М2, уже заново сделанный, а не модернизированный из числа уже строевых самолетов. Всего планируется поставить в ВКС РФ 10 таких боевых машин новой постройки. Далее будет рассказ о Ту-160М и Ту-160М2.
Описание
По сути на Ту-160М и Ту-160М2 при том же в принципе планере полностью сменена его внутренняя начинка. Начиная с двигателей. Модернизированные, по сравнению с первоначальными НК-32, двигатели НК-32-02 имеют меньший расход топлива, что увеличивает дальность полета почти на 1000 километров. В условиях малого количества у нас самолетов-заправщиков это очень ценно. Заменена бортовая авионика, все системы навигации, и системы связи, система управления и контроля полета, установлены новые устройства управления вооружения и принципиально новая система самообороны. В условиях современной войны, именно последняя играет важную роль в живучести ракетоносца. Видимо, он получит новые боеприпасы, в то числе увеличенной дальности полета и гиперзвуковые. Хотя точных данных нет.
Судя по моему блогу порой возникают вопросы -почему хотя все будущие проекты стратегических самолетов в любой стране мира предусматривают дозвуковые машины – мы не возвращаемся к производству старого-доброго, уже давно отработанного в процессе эксплуатации Ту-95МС, тоже уже проходящего модернизацию на строевых машинах в Ту-95МСМ. Тем более, что высокие скорости современным «стратегам» без нужды. Они либо бомбят бомбами с высот недоступных ПЗРК и МЗА «бородатых», либо наносят удары крылатыми и аэробаллистическими (гиперзвуковыми) ракетами по целям, не входя в зону поражения ПВО развитых армий мира. Но с точки зрения развития промышленности восстанавливать производство Ту-160 выгоднее. Ибо это в любом случае более новая и технологически современная конструкция. Плюс по всем параметрам, включая дальность, даже базовый Ту-160 со первым поколения двигателей НК-32 превосходит «ветерана» Ту-95МС. Ровно, как и по весу полезной боевой нагрузки. И в итоге в любом случае эффективнее, вне зависимости от способа боевого применения.
Заключение
Нужды российской армии и обстоятельства международной обстановки исключают прекраснодушие в стиле времен первых президентов СССР и РФ. Поэтому модернизации действующих Ту-160 в Ту-160М плюс производство дополнительного количества Ту-160М2 –аналогичных по конструкции Ту-160М, но произведённых с «чистого листа» является актуальным и нужным решением нашего военно-политического руководства.
Источники
https://bmpd.livejournal.com/4466240.html,
Использованы только открытые источники.