Примечание: Данная работа предусмотрена исключительно для тех, кто ознакомлен с данным произведением и желает возродить те былые чувства, что пробудились при его чтении. Одним из главных смыслов книги, которую хотел передать автор было не сокращать, не истязать работы писателей кратким пересказом, в надежде легко и просто получить готовы ответы, а размышлять и докопаться до истинного предназначения романа самому. Поэтому будет преступлением, если я не предупрежу своих читателей об этом. Здесь я описываю исключительно собственный взгляд и высказываю свои собственные мысли на работу Рэя Дугласа Брэдбери. Тех, кто заметил недосказанность в каком-то моменте или считает, что я не так понял роман прошу писать в комментариях. Заранее Благодарен. Приятного чтения.
Главный герой романа – Гай Монтэг, гражданин футуристического города и сотрудник пожарной станции с твердыми, на первый взгляд, намерениями исполняющий свои обязанности. Но пожарные этого будущего – не те храбрецы, что борются с огнем. Они пособники пламени. Так как дома начали строить из несгораемого материала прошла эпоха старых, добрых огнеборцев. За место них явились они. Укротители пламени. И главная их задача их пламени – книги.
Повествование начинается в пожарной станции, откуда после смены с довольным видом возвращается Монтэг. Глядя на него можно сказать он любит свою работу. Любит пламя. Огонь, словно пиранья, сжирающий все на своем пути, доставляло ему удовольствие.
Он вышел из метро, где ему почудилось, будто за ним следят, и направился домой. По дороге по случайности он встречает свою новую соседку – Кларисса Маклеллан. Ей было семнадцать, она все еще ходила в школу. Их первая встреча и произошедший между ними диалог вышел, мягко говоря, странным. Для Монтэга.
Она говорила вещи, не привычные для него, вещи, о которых не принято было говорить. Особенно при нем. Они вместе шли домой, а Кларисса все продолжала. О старых временах, о новых, о вопросах, которые никогда не пробуждались в его голове (и были ли вообще у него хоть какие-то свои мысли?), порядках, затмевающие благоразумие и современный человеческий быт, больше похожий на безумие. Наконец они дошли до дома и по идеи вся эта ахинея должна была закончиться. Но вдруг она спросила:
-Вы счастливы? – и немедленно исчезла.
Монтэг зашел в дом, устремил долгий взгляд на решетку вентиляции. Он никак не мог забыть все сказанное этой странной девушкой, переварить ее слова и даже сейчас дать точные ответы всем ее заданным вопросам.
“И вспомнив об их встрече, он подумал: “Да ведь, право же, она как будто знала наперед, что я приду, как будто нарочно поджидала меня там, на улице, в такой поздний час””.
В спальне Монтэг обнаружил пустой флакон для снотворных и свою жену Милдред в тяжелом состоянии. За минуту до этого, как Кларисса знала про него, так и он знал, что так будет. Вскоре приехали врачи и откачали Милдред. Она пришла в сознание через некоторое время, но вела себя как будто ничего не произошло. А все потому, что ничего не помнила. Такие случаи были не редкость с ней.
На следующий день Монтэг снова встретил Клариссу. В этот раз она не выглядела для него какой-то безумнямыслящей, сумасбродной девушкой. Он начал к ней привыкать. И даже понимать. Ее слова становились катализатором не для беспокойств, как раньше, а для интереса. Вкус дождя. Одуванчик. Все что она делала в этот момент, все что говорила было для него потоком свежего воздуха после долгого погружения в пучину современной деспотичной обыденности. Хотя сразу он и не понял всего этого. Они попрощались.
На станции пожарных кроме сотрудников существовал механический пес. Он обладал невероятной силой и скоростью и был способен ядовитым веществом усыплять своих жертв. Жертвами у него были люди, сопротивляющиеся современным порядком о запрете и распространении книг. В этот день на смене он неожиданно на мгновение среагировал на Монтэга. Битти, главный брандмейстр заверил, что пса проверят механики, потом добавил:
-У вас совесть не чиста, Монтэг?
Дни проходили. Каждый из них был по-своему красочен и прекрасен. Как и встречи с Клариссой. Они говорили о столь непринужденных вещах и со столь оживлением, что со стороны казалось будто это важнее всего на свете. Затем Кларисса рассказала о школьном быте, о порожних умах, куда накачивают одни ответы, о своих сверстниках.
-Вы замечали, как теперь люди беспощадны друг к другу?
-Я боюсь своих сверстников. Они убивают друг друга. Я их боюсь, и они не любят меня за это.
Но главное, что беспокоило Клариссу – общество, зараженное обыденностью. Одинаково льющиеся фразы из них образовали бы новое Мертвое море. Те же анекдоты, та же музыка, те же картины везде. Беспредметный, обиходный мир, что называется для них счастьем.
Она много говорила про своего дядю. Он как человек с другой эпохи, знал совершенно другой мир. Мир ответственных детей, прекрасных творений искусств со своими мыслями.
Они попрощались. И Кларисса исчезла. Он ждал ее у метро. У него было чувство вот-вот она появится. Он она не появилась. Ни в этот день. Ни в другой. В этот момент он, наконец понял всю ее значимость в его жизни. Лужайка была пуста, деревья были пусты, улицы были пусты. Все было пустым.
По радио извещали о надвигающейся войне. Пожарные картежничали. Они вспомнили человека, чьи книги были сожжены на прошлой неделе. В последствии его отправили в психиатрическую клинику.
Монтэг начал разговор про старых пожарных, когда еще дома не строили из несгораемых материалов, но тут прозвенел сигнал. Во мгновение ока они собрались и уехали. Время сжигать книги. Время сжигать историю.
-Будьте мужественны, Ридли. Божьей милостью мы зажжем сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда,- произнесла женщина, у которой нашли гору книг. Главный брандмейстер был равнодушен к ее словам. И только Монтэг прислушался. Ее книги бросали в огромную кучу и в этот момент Гай, внезапно для себя, дрожащими пальцами спрятал у себя одну из них. Все остальные облили керосином. Хозяйка отказалась уходить, и сама же подожгла дом. Она там и осталась. Вместе с книгами.
Обратно они ехали молча. Наконец, Монтэг, нарушил молчание и спросил про слова той женщины.
-Человек по имени Латимер сказал это человеку, которого звали Николас Ридли когда их сжигали заживо на костре за ересь в Оксфорде шестнадцатого октября тысяча пятьсот пятьдесят пятого года.
Битти знал много цитат. К своему удивлению. И он был не единственным таким брандмейстером.
Монтэг вернулся домой сам не свой. Его заинтересовала их первая встреча с Милдред. Но она ничего не помнила. И он тоже не помнил. Она была для него совершенно чужда. Вдруг Монтэг вспомнил про Клариссу, на что Милдред ответила:
-Я хотела тебе сказать, но забыла. Ее, кажется, уже нет. Вся семья уехала, но ее совсем нет. Кажется, она умерла. Она попала под автомобиль.
На следующее утро Монтэгу не здоровилось. Жар, озноб мучили его. Милдред весьма халатно отнеслась к его болезни и ко всему, что он хотел. Его болезнь, его работа, его жизнь – они были для нее леденящую кровь северно-ледовитый океан, куда она и пальцем касаться не хотела. Мучивший его недуг, терзающие воспоминание сгоревшей женщины и непрерывный поток сжирающих его и его жизнь мысли были мраком, куда она не хотела вступать. Но его мучения длились не долго. Брандмейстер Битти подъехал к их дому.
Он зашел в дом. Сел рядом с больным. Битти понимал что происходит с Монтэгом.
-Каждый пожарный рано или поздно проходит через это. И надо помочь ему разобраться. Надо чтобы он знал историю своей профессии. –И брандмейстер начал свой рассказ.
Кто нанес первый удар? Внешние враги? Политики? Нет. Они сами. Общество. В надежде обрести счастье они стерли весь негатив. Все что досаждало их разуму, их чувствам, сердце, заставляло тосковать и обременять муками было уничтожено. С ними и книги. Беги, прыгай, лети, развлекайся, не останавливайся, не думай. Не читай. Табу на книги, табу на интеллект. Теперь это бранные слова.
А те, кто не с нами – те против нас. Дома начали делать из несгораемых материалов и старых пожарных распустили. Вместо них пришли новые. Стражи, оберегающие народ от раздоров, конфликтов и самоистязания.
-Мы борцы за счастье!
Кларисса и ее семья. Они одни из самых странных и в то же время опасных в новой эпохе люди, которых не стоит выпускать из виду.
Битти закончил, пожал руку Монтэгу и удалился, но напоследок повторил, что каждый пожарный проходит через это и они дают шанс им вернуться в строй. Битти уже не было. Монтэга одолевала буря негативных эмоций. Он решил признаться Милдред. Признаться во всем. В конце концов они вместе живут. Она должна была это знать.
Отодвинув вентиляционную решетку, Монтэг начал кидать на пол прямо перед Милдред книги. Одни за другим. Она была шокирована и по началу сопротивлялась всему что видела, но Монтэг его успокоил. Открыв одну из книг, он начал читать. В итоге ни он, ни она ничего не поняли.
-Что это значит? В этом нет никакого смысла! Брандмейстер был прав!
-Нет, подожди,- ответил Монтэг. –Начнем сначала. Начнем с самого начала.
Обрести счастье, пожалуй, одно из самых главных целей в жизни человека, что ради него иногда люди идут на безумные поступки. Но как говорил Уильям Шекспир “Счастье целиком без примеси страданий не бывает”. Это же общество решило окончательно убежать от всего плохого, что их пугает в надежде жить лишь с одним счастьем, не заметив, как они собственными руками покрыли себя пеленой ложных чувств. Она привела их к жестокости, халатному отношение к ближнему своему и ко всякой жизни вокруг. Границы были смыты. Благоразумие, сочувствие, любовь сменились хладнокровием, чёрствостью и равнодушием к ближнему своему. Главный герой, после долго сна в этом обществе, решил сорвать все паутины забвения, перекрывающие ему путь к истине, (не без помощницы) глядя, как люди боятся эту истину, а некоторые берегут его как зеницу око.
Продолжение следует…