В настоящее время всевозможные санкции и эмбарго считаются основным средством поддержания международного порядка, хотя в реальности их эффективность близка к абсолютному нулю, ведь при должной сноровке эти меры, какими бы строгими они не были, можно легко обойти, в чем убедились во II веке до н. э в Египте, когда наложили запрет на вывоз папируса в Пергам, где создавалась библиотека, соперничавшая по своим размерам с Александрийской, а в результате Пергамская библиотека стала активно пополняться книгами, написанными на недубленной сыромятной коже, получившей название пергамента.
Вопреки распространенному мифу, пергамент не был изобретен в Пергаме. По данным античных историков, впервые сыромятную кожу как материал для письма начали использовать в V веке до нашей эры персы, от которых она под именем "дифтера" перешла к грекам. В Греции дифтеру хоть и использовали для письма, но не очень активно, ведь потребности греков в писчем материале полностью покрывали поставки папируса из Египта, но во II веке до н. э египтяне наложили строгое эмбарго на вывоз папируса, дабы сохранить первентство Александрийской библиотеки как главного интеллектуального центра античного мира. Эмбарго на торговлю папирусом наносило серьезный удар по основному конкуренту Александрийской библиотеки библиотеке Пергамской и, дабы не потерять ранее завоеванных позиций, в Пергаме слегка усовершенствовали технологию производства дифтеры и начали писать книги на ней. Со временем заново открытый писчий материал широко распространился по всему Средиземноморью, получив при этом новое имя, данное ему по месту, где было налаженно его массовое производство.
Усовершенствованная во II веке до н. э технология изготовления пергамента принципиально не изменилась до сегодняшнего дня. На его изготовление шли шкуры коров, овец, коз и свиней, существовал также сорт пергамента велень, который был много тоньше и нежнее собственно пергамента и изготовлялся из шкур мертворожденных и новорожденных телят и ягнят. Предназначенную на пергамент шкуру первоначально мыли, затем с нее тщательно счищался наиболее грубый и жесткий волос, после чего ее на 3-10 дней замачивали в извести и, подсушив, специальными ножами удаляли остатки подкожного жира и дермы, последний раз мыли, тщательно полировали пемзой и натирали мелом для удаления остатков жира, при необходимости окрашивая (известны несколько десятков оттенков пергамента, от ослепительно белого до пурпурного).
Как материал для письма пергамент был идеален: прочный, долговечный, к тому же, в отличие от папируса, на нем можно было писать с обеих сторон листа, что экономило чернила. Единственным недостатком пергамента была его хрестоматийная дороговизна, для создания книги приличного формата требовалось большое телячье стадо, но средневековые книжники нашли выход, выпуская книжные миниатюры - книжки такого размера, которые можно положить в спичечный коробок и в нем еще останется много свободного места.
Несмотря на то, что в XIV веке в Европе наладили производство бумаги, она долго не могла вытеснить из книжного дела пергамент, даже Иоганн Гутенберг половину своих Библий напечатал на пергаменте, только в XVI веке в связи с массовым распространением книгопечатания бумага окончательно вытеснила пергамент из книжного дела, оставив ему роль упаковочного материала.