В 1978 году венгерская группа Omega записала на английском языке альбом «Gammapolis» и выпустила его в Германии и других странах Европы и Азии. В следующем, 1979-м, этот альбом был перезаписан на венгерском языке, и этот вариант побил все рекорды по продажам – 700 тысяч экземпляров только на виниле, включая импорт в Европу и СССР, а сколько позже было продано на CD – одному Богу известно. То же самое касается и англоязычной версии – данных по продажам я не имею.
Венгерская рок-группа Omega за последние полвека записала 20 альбомов, включая и три концертных, которые не менее интересны, чем студийные пластинки. Однако все свои шедевры «Омега» выпустила в 1970-х годах, а то, что было до этого и после этого – можно считать как бы приложением к творчеству группы, имеющим интерес только для отъявленных фанатов и коллекционеров винила.
На аудио: англоязычный вариант альбома Omega "Gammapolis", который был записан в 1978 году в Германии
Конечно, кроме этих 20 альбомов Omega записала немало дисков на английском языке, а также выпустила множество сборников, но это все является как бы отдельной категорией, а основным этапом был выпуск искрометных студийных альбомов в 1969-1981 годах.
И одним из показательных явлений подобного рода стал альбом «Gammapolis», вышедший в Венгрии в 1979 году и в итоге проданный гигантскими для маленькой Венгрии тиражами – 700 тысяч! Правда, из этих 700 тысяч немалая часть была продана и как импорт в других странах, тем не менее, это рекорд, не побитый до сих пор ни одной венгерской рок-группой.
Однако следует сказать, что «Гаммаполис» ознаменовал собой закат «космической темы» в музыке группы в частности, и отход от хард-рока в целом. Музыканты постарались не слишком коммерциализировать звучание, но проблема заключалась в том, что все песни для пластинки писались как раз на ту аудиторию, которая хард-рок воспринимала слабо.
Вот так и получилось, что вроде и многие песни вышли прекрасные, но исполнены они были так, будто их играет группа «новой волны». Правда, музыканты постарались поделить материал, в одних песнях усилив рок-составляющую, а в других подогнав музыку ближе к диско-стандартам. В итоге получился такой мажорный альбом, где все элементы присущего ранее музыке группы прог-рока были заменены на стандартные клише, хоть и исполненные мастерски, но настоящего хард-рокера не убедившие.
Но в общем, если брать пластинку саму по себе, не сравнивая ее с лучшими предыдущими образцами творчества «Омеги», то она довольно неплоха. Например, я знаю многих людей, склонных к хард-року и прог-року, которые начав знакомство с «Омегой» именно с «Гаммаполиса», очень сильно хвалили этот альбом. Потом, правда, они знакомились с «Похитителем времени» (1977 г.) или «Омегой 5» (1973 г.), и начинали восторгаться группой еще больше, буквально как дети, тем не менее при этом «Gammapolis» они тоже держали очень высоко.
Но лично мне больше, чем «Гаммаполис» (как альбом новой формации), нравится следующий альбом «Омеги» – «Az arc» (1981 г.). На нем музыканты провернули другой финт – они снова вернулись к своему прошлому прог-роковому и рок-н-ролльному звучанию, но так унифицировали инструментарий, что получилась довольно убойная в шумовом плане, но значительно обедненная композиционно смесь. Правда, авторский коллектив выкатил на альбом несколько несомненных хитов, которые, если бы обработать в стиле первой половины 70-х, выглядели бы как самые настоящие шедевры со всех сторон.
Но вернемся к «Гаммаполису». Интересный момент заключается в том, что этот альбом был записан еще в 1978-м на немецкой студии «Europasound Studios» где-то под Берлином. Правда, это была англоязычная версия, и вышла она на немецком лейбле «Bacillus Records» (корпорация «Bellaphon»), на котором выходили и некоторые предыдущие альбомы группы.
Но лично мне на чужом языке «Омега» никогда не нравилась, однако немецкий виниловый диск для меня представляет огромный интерес. После выхода этого диска группа отправилась в Венгрию и сделала его венгерский вариант, выпущенный в начале 1979-го. Мне неизвестно, сколько экземпляров англоязычного варианта было в итоге продано, но он официально выпускался не только в Германии, но и в Греции, Португалии, Турции, в 1979-м – в Испании, а в 1980-м – в Японии и Корее, причем свой англоязычный вариант японцы упаковали не в немецкую, а в венгерскую обложку.
Итак, давайте приступим к разгрому этого прекрасного хард-рок-дискового альбома.
На аудио: второй вариант альбома Omega "Gammapolis" на венгерском языке, который был записан в 1979 году в Венгрии
Сторона А (общее время звучания ~ 20:30)
1). Start (Start) Старт (2:24). Обычное синтезированное вступление, как бы олицетворяющее погружение земного человека в мир Космоса.
2). Gammapolis 1 (Gammapolis I) Гаммаполис I (4:01). Довольно хорошая по настроению и задумке «открывашка», как раз в стиле «Омеги», но чего-то в ней не хватает по сравнению с «открывашками» на предыдущих альбомах. Музыканты решили не перегружать эту «умиротворяющую» мелодию элементами, и она протекает перед слушателем просто как путешествие по длинному туннелю.
3). Nyari Ejek Asszonya (Lady of the Summer Night) Женщина летних ночей (4:31). Какая-то нудная песня из детской новогодней сказки в виде звукового фона разворачивающихся событий, которые слушателю не видны. Совершенно ничего интересного, за исключением очень интересно звучащей бас-гитары.
4). Orultek Oraja (Rush Hour) Час пик (5:09). Отличная рок-н-ролльная композиция, но настоящий цимес в ней – это инструментальная вариация в середине с офигенно звучащими электрогитарами.
5). A Szamuzott (Return of the Outcast) Изгнанник (4:34). Мажорный музыкальный круговорот под громко брынькающие гитары и яркие синтезаторные вставки. Под такие песни обычно дрыгают ногами на танцполах, причем даже сегодня.
Сторона B (общее время звучания ~ 22:10)
6). Hajnal A Varos Felett (Dawn in the City) Рассвет над городом (7:08). Прекрасный, и даже монументальный шедевр на всем своем протяжении. Типичная «Омега» в лучших своих образцах. Что тут комментировать? Надо слушать!
7). Arcnelkuli Ember (Man without Face) Человек без лица (2:08). Какое-то буги на барабанах с распевками, не знаю даже как назвать. Может в стихотворную концепцию альбома и вписывается, но только не в музыкальную.
8). Ezust Eso (Silver Rain) Серебряный дождь (5:10). Еще один шедевр альбома, правда, если бы я его записывал, то постарался бы усилить музыкальную часть композиции.
9). Gammapolis 2 (Gammapolis II) Гаммаполис II (7:37). Да, ну, фигня какая-то винтажная. Не хочу про эту лабуду ничего говорить.
В общем, если несколько дурацких песен с альбома сдвинуть в конец диска, то альбом можно слушать, причем он даже способен впечатлить. Все же «Омега» в 70-х держала марку, хоть под конец этой эпохи ей это удавалось уже далеко не всегда.
В заключение хочу сказать, что у меня этот альбом только в двух вариантах – венгерском и немецком. Хотелось бы еще достать венгерский вариант с анлоязычными названиями песен на лейбле и японский вариант с венгерским конвертом. Также не отказался бы от варианта и турецкого – турки весьма оригинально оформили конверт, посмотрите, как это выглядит на фото ниже.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ OMEGA НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом Omega «Звёздным путём», 1978 г. ~ последний убойный альбом группы ее «космической эры»
Omega 7 «Похититель времени», 1977 год. Два разноязычных варианта - «Time Robber» и «Idorablo»
Омега 6 «Nem tudom a neved» 1975 года - переход рок-группы на «космические» рельсы
Альбом венгерской группы Omega «Elo» выпуска 1972 года - концертный, или все же студийный?