Найти тему
Журнал "Покров"

Смирение и человеческое достоинство – возможно это совместить?

Из беседы с почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области протоиереем Валерианом Кречетовым о воспитании главных христианских добродетелей – смирения и любви.

– Да, вопрос очень серьезный. Потому что у нас некоторые представляют себе смирение – это, когда, наклонив голову, со всем соглашаешься, что попало терпишь. Это не совсем так. Сам Господь, «кроткий и смиренный сердцем», когда Его били, молчал, но потом, когда Его ударил раб первосвященника, сказал: «…если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23).

Апостол Павел мог бы пострадать за Христа, однако напомнил о своем достоинстве римского гражданина. «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» (Деян. 22:25).

Люди говорили об этих вещах. Если было бесполезно – с этим же не считались, переносили то, что им приходилось.

Сохранились исторические описания Спасителя, и в них сказано, что Его вид был величественным, с достоинством.

Святой благоверный князь Александр Невский ходил на поклон к хану, но его именем пугали детей в Орде. Достоинство было всегда у святых.

– А как разобраться – где проявить достоинство, а где смирение? Есть какой-то общий принцип?

– Принцип здесь один – вопрос сущности и личности. То есть, если речь идет о сущности – должно быть достоинство, а когда начинают поносить личность – можно промолчать, смириться. Потому что если человек начинает ругаться, кричать, беззаконно себя вести – это обычно от бессилия, у него нет слов. Переход на силу – это признак слабости позиции. Ну, в общем, волк и ягненок («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»).

– Батюшка, так что же такое смирение? Можно дать определение?

– У святых отцов, по-моему, нет четкого определения этой добродетели. Потому что смирение имеет божественное происхождение, относится к Божеству – как его описать? Можно как-то приблизительно сказать, но объяснить – что это такое, наверное, невозможно. И отцы не решаются дать полного ответа. Это, как и любовь, – всякое чувство познается только по опыту. Когда человек стремится к этому, Господь дает. Каким образом – это Его Святая воля. Святитель Феофан говорит: вот, ты просишь у Бога смирения, а на тебя начинают сыпаться напасти. Ты думаешь: что ж такое творится? Но ты же просил у Бога – так смиряйся. Смирение обычно связано еще и с терпением. Потому что один раз смиришься, два раза, а потом уже – «да сколько ж это можно!» И начинается война.

– А сколько можно смиряться?

– Вот-вот… Дом души, говорят, – терпение. А пища души – смирение. Когда пищи не хватает (то есть смирения), человек, говорят, выходит из терпения. Из дома терпения.

Смирение, как свойство благодатное, требует и подкрепления благодатного. Речь идет не просто о смирении, а о смиренномудрии – размышлении о том, когда и что нужно. Как одной монахине духовный отец говорил: «Иногда нужно смириться, а иногда погордиться». Но это не значит, что гордится в смысле гордости. Но иногда нужно и сказать с достоинством.

Беседовала Ольга Каменева