Найти в Дзене
Журнал "Покров"

Как молиться современному человеку?

Из беседы с протоиереем Валерианом Кречетовым.

– Молиться нужно – кто как может. Хорошо бы – внимательно, сосредоточенно, не спеша. Но по-всякому бывает. Главное – не оставлять молитву. Потому что иногда говорят: у меня нет настроения, я спешу. Ну, сколько можешь тогда прочитай. Как Господь принимает молитву – один Бог знает. Отец Климент Зедергольм вспоминал наставления одного Оптинского старца о молитве: когда ты молишься – уж как получается, но все-таки старайся, чтобы не как попало, не небрежно. Откуда ты знаешь: может быть, эта молитва Богу более дорога, чем когда ты молишься, испытывая какое-то состояние, когда как бы знаешь, за что трудишься.

Как говорили святые отцы, без молитвы не может быть духовной жизни. Молитва есть общение с Богом, и в этом непрестанном общении заключается ее смысл. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18). Молитва – это как дыхание. Как сказал пророк Давид: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся»(Пс. 14:8).

Сретенский монастырь, г. Москва
Сретенский монастырь, г. Москва

Есть интересные слова Исаака Сирина: начало помрачения ума, первый признак, усматриваемый в душе, состоит в лености к службе Божией и к молитве. «Другого пути к обольщению души нет, если она прежде не оставит этого подвига своего. Когда же она лишится помощи Божией, тогда она удобно впадает в руки супостатов своих».

Самое главное – это молитва церковная. Преподобный Серафим говорил: «Господи, помилуй» в храме стоит всех молитвенных правил. Некоторые, правда, стоят в храме, вычитывают правила – не совсем это верно.

Ежедневный суточный богослужебный круг разбит на определенные временные моменты: утро, день, вечер, ночь. Соответственно этим периодам организовано молитвословие в Церкви. Суточный круг включает в себя вечерню, малое повечерие, полуночницу, утреню вседневную, часы, изобразительные и девятый час.

Но не всякий может находиться в храме ежедневно, и тем более присутствовать при всех богослужениях. Да и не во всех храмах ежедневно эти суточные круги исполняются. Но хочется, чтобы этот круг исполнялся независимо от того, где человек находится – в храме, дома или в дороге.

Мне как священнику приходится выслушивать на исповеди: такое-то правило я заменяю Серафимовым, покороче, это я проспала, это забыла, мне некогда было… Но, если есть возможность, молитвы читают в другое время.

Был такой отец Иосиф, духовный сын владыки Афанасия (Сахарова), святого, и он старательно исполнял устав, старался читать все, что положено. Если люди особо к службе не стремились, начинали разговаривать между собой – он в это время принимался читать. «Отец Иосиф, да ты что…» – «О, простите, простите». И что недочитывал – потом оставался и все правила исполнял.

Так что здесь нет ничего особенного, все просто, это как еда, привычка. Мы ведь не от голода часто едим, а по привычке.

Так же и молитва: привыкнешь – и ничего. Отвыкнешь – ой, как долго, трудно.

Нужно в себе вырабатывать навык: что бы ни случалось – сразу обращаться к молитве. Кстати, это очень полезно: споткнулся, запнулся: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» И уже задумываешься – почему споткнулся? И, оказывается, забыл про молитву, вот тебе напоминание.

И если уж волос не упадет без воли Божией, то тем более, если кто-то погиб или что-то серьезное произошло – так просто ничего не бывает. Какая причина, один Бог знает и, возможно, когда-нибудь откроет. Но есть такое наставление: когда какое-то постигает искушение, испытание, не нужно стремиться сразу понять, почему и как это совершается. Мы не больше апостола Петра, которому Господь сказал: «…что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после»(Ин. 13:7). Главное в этот момент – не потерять мирного, молитвенного устроения души. А все остальное – исправится. Время сделает свое дело. Если нужно, Господь чудесным образом все изменит. Поэтому будем стараться по мере возможностей жить в мире, любви, согласии. Чаще обращать свой внутренний взор к молитве. И помнить, что «Блаженны чистые сердцем, яко Тии  Бога узрят»(Мф. 5:8). Чистота сердечная дает возможность видеть в человеке Образ Божий и иногда может совершить нечто такое, что затронет внутреннюю струну души другого человека, и душа эта пробудится.

А знаете анекдот современный, быль: старушка бедненькая приходит к себе домой, смотрит – дверь взломана. Она входит и ничего не понимает – у нее телевизор стоит, а раньше не было, полный холодильник продуктов и записка: «Мы пришли и прослезились». Не выдержали, посмотрели, что творится, вскрыли дверь – и из соседней квартиры все ей собрали. Русский народ у нас совершенно невероятный, непредсказуемый. Поэтому когда у нас говорят, что будет… Невозможно представить себе, что может быть. Самое главное – самим сохранить веру и своим примером в других ее как-то возгревать.

– О молитве матери. Можно ли молиться своими словами или правильнее читать церковные молитвы?

– Своими словами молиться, конечно, можно. Но осторожно. Я знаю такой пример: одна мать молилась за своего ребенка. Ее саму раньше носило по восточным религиям, и она хотела, чтобы ее сын этим не увлекся. Она взмолилась: «Господи, приведи его к Себе коротким путем». Мальчик дожил до 11 лет, заболел и во время операции умер. Господь привел его коротким путем к Себе. Думаю, что нужно молиться, чтобы Господь спас, а уж каким путем, как – Он лучше знает. Своими словами мы, конечно, молимся, но должна быть внутренняя преданность и готовность принять волю Божию: даст ли Господь жизнь, заберет ли – лишь бы спас. А не так, чтобы по-нашему было.

– Можно ли молиться о насущных проблемах – о здоровье, работе, семье? Или молитва должна быть только покаянной?

– Почему ж нет: можно молиться и о здоровье, и о работе, и о семье. Просто должно быть покаянное чувство. Помните евангельского прокаженного? «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить»(Мф. 8:1). «Я прошу исцелить, если хочешь – исцели меня». Святой Исаак Сирин учит: «Иже не помышляет себя быти грешным, молитва его несть благоприятна пред Богом». То есть к Богу нужно обращаться с чувством своего недостоинства. Я недостоин, чтобы Ты исполнил мою молитву, но если есть на то Твоя святая воля, исполни ее. Говорят: если просишь с надеждой на то, что Господь исполнит, то Он будет тебя носить на руках. А станешь выпрашивать – Господь, может, и исполнит, но на руках носить не будет. Господь – куда же выше-то – как молился в Гефсиманском саду, помните? «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»(Мф. 26:39). Молиться-то можно и нужно, но оставляя все на волю Божию.