Не буду скрывать, читать биографии и автобиографии рок-музыкантов, впрочем, не только рок, и не только музыкантов, а любых творческих личностей, я люблю. Благо проблем с подобной литературой нет. За последнее время мной были прочитаны автобиографии Джона Лайдона, Энтони Кидиса и Брюса Дикинсона. Если брать наших рок-музыкантов, то впечатлили «Кино с самого начала» о Викторе Цое, «Знак кровоточия» об Александре Башлачеве, «Эпитафия раздолбаю» о Юрии Хое. Давно хотелось почитать что-то подобное и о Егоре Летове, который, чего уж там скрывать, долгие годы возглавлял мой личный топ, причем не только среди российских рокеров.
Конечно, все фанаты Летова помнят его блистательный автобиографический очерк «Гр.Об.хроники», где Егор сочным и хлестким языком, полным ярких метафор и оборотов, рассказал о своей деятельности в период с 1982-го по 1990-й. Но с той поры прошли бурные 90-е и относительно спокойные нулевые, менялось восприятие прошлого самим Егором, о чем можно прочесть в его офф-лайнах (тоже, кстати, изданных печатной книгой, но речь здесь не о них). Кроме того, интересен взгляд на те события со стороны других людей, хотелось какие-то на первый взгляд незначительные бытовые зарисовки, раскрывающие портрет главного героя и позволяющие если не прочувствовать, то понять атмосферу, в которой Егор создавал свои песни и стихи. Тем более что Летов сам отнюдь не избегал бытовых подробностей, которые упоминаются им как в офф-лайнах, так и в комментариях к лицензионным изданиям альбомов. Мне, например, было любопытно прочесть, что «Прыг-скок» создавался, в том числе и на информационном фоне проходящего в Италии чемпионата мира по футболу. К слову, я тоже симпатизировал Камеруну и восхищался легендарным ветераном Роже Милла. Интересно же подобные неожиданные точки соприкосновения находить! Или его любовь к настольному хоккею.
И когда было анонсировано издание биографии Егора за авторством Алексея Коблова, я воспринял это с энтузиазмом. Все-таки Алексей с Летовым долгие годы если уж и не дружил, то весьма плотно общался, и был вхож в сибирскую тусовку. Ну, думал я, результат должен быть любопытный. И, несмотря на появившиеся в сети скептические отзывы, я, естественно, книгу купил. Не мог не купить, ибо уж больно крепко мои юные годы были связаны с песнями Егора. Сразу скажу, купил я второе издание книги, расширенное и дополненное, под нехитрым названием «Егор Летов и группа «Гражданская Оборона»». Уж не знаю, чем книга дополнена и за счет чего расширена и что тогда представляло собой первое издание. Но, впрочем, обо всем по порядку.
Книгу я проглотил буквально за пару дней, и ничего эксклюзивного, что мне не было известно ранее, я там не нашел. Это отнюдь не байопик, а расширенное эссе с привязкой к хронологии. Тут, собственно, больше про личность самого Коблова, нежели Егора Летова. А хотелось как раз наоборот. Летов, там конечно, присутствует, но в виде цитат из его интервью разных лет и офф-лайнов на официальном сайте ГО. И уж совсем неоднозначный авторский ход – приведенная дискография всех летовских проектов с летовскими комментариями из тех же «Гр.Об.хроник» и буклетов компакт-дисков. Не спорю, для потенциального читателя, не знакомого с ГО, это будет удобно, чтоб получить максимум информации в одном источнике, не рыская в ее поисках в интернете. Вот только вопрос, много ли таких вот читателей будет? В основном книгу покупают как раз многолетние почитатели Летова. И они хотели бы прочесть какие-то эксклюзивные интервью, воспоминания.
Для сравнения в качестве примера приведу уже упомянутую мной биографию Юрия Хоя. Подчеркну на всякий случай, дабы избежать гневных комментариев «как так, он сравнивает Летова с О! Ужас!!! С Хоем»: я сравниваю не двух музыкантов, а книги про них, причем обе они написаны посмертно. В случае с Хоем автором была проделана серьезная работа: было опрошено множество людей, как то музыканты, в разные годы, игравшие с Юрием, концертные менеджеры, студийные звукорежиссеры, родители музыканта, обе его женщины, как официальная жена, так и неформальная подруга жизни. В результате сложился противоречивый, но живой образ человека, бывшего в 1990-е значимой фигурой в российской рок-музыке, как бы кто к его творчеству не относился.
Теперь вернемся к Летову. Пожалуй, выносить на всеобщее обозрение подробности взаимоотношений Егора с его женщинами было бы излишним, уж больно это деликатная и тонкая тема. Но почему было не попросить поделиться воспоминаниями людей, с которыми Егор делал первые шаги в музыке: Бабенко, Ивановского, «Курта» Васина, «Джона» Деева, Сашу Бусела, Ирину Рябинову – вдову Кузьмы? А о периоде 1988-1990 могли бы много интересного поведать Климкин, Жевтун, Фирсов. Я бы их воспоминания с интересом прочел. Не стоит также забывать и о Сергее Федоровиче Летове, которому тоже есть что вспомнить и что рассказать. А период «Русского Прорыва» и легендарных «пьяных» концертов в раздолбанных кинотеатрах в 1990-е? Тоже ведь интереснейшая тема, на мой взгляд. Причем сейчас, в эпоху соцсетей, связаться с тем или иным человеком куда проще, чем даже в начале 2000-х, не говоря уже о «доинтернетных» временах. Если сам нужный человек соцсети игнорирует, наверняка в них можно найти кого-то, кто с ним контактирует, и поможет связаться.
Но вместо этих «уникальных редкостей и красот» рассуждения автора, повторяемые им из очерка в очерк, из статьи в статью. Единственно, на что стоит обратить внимание – это на приведенные в тексте книги статьи Максима Семеляка и Татьяны Алешичевой. Вот там есть и воспоминания, и восприятие Летова людьми, которые его лично знали, общались с ним. Вот если б вся книга состояла из подобного! Но имеем, что имеем.
Поймите меня правильно, я вовсе не утверждаю, что книга плоха. Коблов – журналист маститый, и учить его писать книги у меня и в мыслях не было. У него было свое видение, своя концепция, какой должна быть книга о Летова, и именно так он это реализовал. И для человека, с творчеством и деятельностью ГО незнакомого, но интересующегося историей российской рок-музыки, книга будет информативной и полезной. Для остальных же, в том числе и меня, это в большей степени коллекционная ценность. И при всем уважении к Алексею Коблову, я полагаю, что имею право высказать свое мнение относительно его труда и свои пожелания на тему, какую именно книгу о Летове хотел бы прочесть я, что бы я хотел в ней увидеть.
К сожалению, время неумолимо. Уже нет в живых многих свидетелей того, как жил и творил Егор Летов. Нет с нами больше многолетнего соратника Летова Кузьмы Рябинова. Нет братьев Лищенко, Вадима «Лукича» Кузьмина. Я даже не знаю, все ли сотоварищи Егора по «Посеву» живы? Могу лишь надеяться, что да. Поэтому важно сейчас, пока не поздно, взяться кому-нибудь за подобную книгу. Надеюсь, что такой энтузиаст найдется, все-таки в окружении Летова было немало журналистов, кто бы осилил подобную работу.
А пока что, желающим эксклюзива об Игоре Федоровиче, могу посоветовать автобиографическую книгу Сергея Летова «Кандидат в Будды», там есть кое-что о детских и юных годах Егора, опубликованные в интернете мемуары Романа Неумоева «Рок в Сибири» с описанием тюменских похождений Летова в 1988-1989 годах, воспоминания московского андеграундного музыканта Константина Мишина, связанные с временами «Русского Прорыва», и также об этом периоде есть кое-что у Эдуарда Лимонова в книгах «Моя политическая биография» и «Книга мертвых 2».
P.S. Книгу написанную Максимом Семеляком я тоже естественно прочёл. И, увы, там больше Максима, чем Егора. Образцом же биографий для меня является творение Прилепина о Есенине, но вряд ли Захар возьмётся за книгу о Летове.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.