Галера относится к парусно-гребным судам и появилась очень давно – еще во времена античности. Скептики могут возразить и сказать, что во времена греков и римлян моря бороздили триремы, биремы и прочие плавучие этажерки с многоярусным расположением гребцов, но базовая идея, матрица, остается прежняя – сочетание паруса и весел с упором все же на весла.
Античная галера дожила до обособления Византии, совершенствуясь в деталях. Это довольно узкая лодка с мачтой, несущей широкий прямой парус. Галера имеет низкий корпус и прекрасно подходит для прибрежного мелководья. Она достаточно верткая и быстрая, ее маневренность не зависит от ветра. Но уже легкое волнение на море может обернуться катастрофой. Оттого галеры широко применялись на сравнительно спокойном Средиземноморье. И позднее на Балтике. Но дальше не распространились - из-за недостаточной мореходности. Вдобавок, галера не годилась для дальних переходов и, говоря современным языком, имела ограниченную автономность – все же экипаж приличный, водоизмещение скромное, а вот места под припасы, по сути, нет.
Развитие галер можно проследить века до четвертого. А потом наступает провал. И историки теряют галеру из вида. Но этот тип кораблей не исчезает, просто возникают проблемы с источниками, способными нам о них поведать. Галера становится заметной примерно в XIII столетии, и на тот момент она уже имеет почти канонические формы – поверх узкого и все так же невысокого корпуса с большим удлинением теперь установлена широкая платформа, на которой располагаются гребцы. Количество мачт увеличилось до двух (реже) – трех (чаще). А прямое парусное вооружение сменило косое – с ним проще маневрировать, а людей для обслуживания требуется меньше. Конечно, с экипажем на галере проблем нет. Но отныне гребец – это гребец. То есть как бы матрос, но очень специализированный.
Таран ставится все реже – это не особо эффективное оружие. Но зато нос новых галер скорее напоминает трап – из-за особенностей компоновки абордажная атака с борта невозможна. А потому отныне тактика такая: ткнутся галерным клювом в борт противника и по этому весьма широкому форштевню делегируют группу морской пехоты для решения насущных проблем.
Когда появилось огнестрельное оружие, галеры пришлись к месту – их свободный нос подходил для установки пушек вполне солидного калибра. А врожденная верткость позволяла успешно и споро производить грубую наводку. Но все это не решало основной проблемы – по сути, единственно возможным применением галеры оставалась патрульная прибрежная служба. Правда, для войны итальянских городов с османами обеим сторонам хватало как раз галерного флота – и расстояния, и глубины позволяли.
Позднее появилась уменьшенная разновидность галеры, быстро утратившая верхний настил, нужный для размещения гребцов. Это галиот. Кораблик стал более округлыми и остойчивым. Но для масштабных боевых действий отныне он не годился. Только в качестве посыльного или для мелкого прибрежного рейдерства. Позднее галиот лишится весел, но зато обзаведется выдвижными килями. И разовьется в несколько разновидностей – кетч, шебеку и другие. Но это уже будет чисто парусная посудина.
Недостаточная мореходность типовой галеры здорово смущала венецианцев. И для битвы при Лепанто они подготовили ее увеличенную разновидность – галеас. Это попытка скрестить галеру с чисто парусным судном и одновременно получить все преимущества исходников – хорошую мореходность и независимость от ветра.
В битве при Лепанто приняло участие шесть галеасов. По два на центр и фланги. Галеасы имели высокий борт (в сравнении с галерами), отчего на них вмещались дополнительные пушки. И в той битве они выступали в качестве дополнительных орудийных платформ, которые сложно взять на абордаж – борт высоковат. Но вот маневрировать как у галер у них не выходило. И потому они и сами никого на абордаж не взяли.
На галеасах появилась возможность размещать пушки батарейно – по бортам. На орудийной палубе, расположенной над гребцами. Только тогда имелись ограничения в калибре – из соображений остойчивости. Существовал и крупнокалиберный вариант – с расположением орудийной палубы ниже гребной. Но в этом случае приходилось натаскивать гребцов для слаженной работы – в момент залпа требовалось разом все весла борта поставить вертикально.
При всей заманчивости схемы галеас не стал лекарством. Он потерял вертлявость галеры, а до уровня приемлемой мореходности так и не добрал. В итоге он тоже лишился весел и стал тем, что позднее оказалось галеоном. Галеры же просуществовали заметно дольше – до XVIII столетия. Правда, их роль в морских сражениях становилась все меньше и меньше. Скажем, победу при Гангуте обеспечили именно галеры. Но уже через несколько месяцев галерный флот победителей, попав в шторм в Ботническом заливе, почти весь идет ко дну. И потери от стихии превышают потери в Гангутском сражении в несколько раз. Так что галеры какое-то время использовались в качестве патрульных и сторожевых кораблей, но, по мере стремления флотов к океанским просторам, вымерли как класс.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!