Найти тему
Журнал "Главбух"

7 правил делового общения в мессенджерах. Как бухгалтеру не потерять лицо во время грядущей удаленки

Правила цифрового этикета помогут сохранить лицо в неформальной переписке с коллегами.
Правила цифрового этикета помогут сохранить лицо в неформальной переписке с коллегами.

Мессенджеры используют в работе, когда речь идет о быстрых и не слишком официальных коммуникациях. В отличие от электронной почты общение через вайбер, ватсап, телеграмм или скайп менее формальное. Чтобы ваши послания в мессенджере не показались собеседнику неуместными или раздражающими, прочитайте правила цифрового этикета, которые мы привели ниже.

Рваные предложения. Деловая переписка должна быть лаконичной и понятной. Чем меньше используем фразы, не несущие смысловой нагрузки, тем лучше. Особенно раздражают отдельные рваные сообщения: «Привет всем!», «Как прошли выходные?», «Надеюсь, готовы приступать к работе!», «У меня есть важный вопрос», «Верю, что каждый из вас сможет проявить себя» и т. д.

Заранее обсудите с коллегами способ связи. Ограничьтесь одним-двумя каналами. Иначе потом не найдете, в каком чате задавали вопрос и где искать отправленный документ.

Лонгриды. Отправлять слишком длинные, основательные и очень серьезные сообщения в мессенджерах тоже не лучшая идея. Можно раздать поручения в чатах, написать отчеты. Но уместнее использовать для такой весомой информации электронную почту — у нее статус выше. Получатели отнесутся к письму ответственнее, чем к сообщению в мессенджерах. Из этого правила есть исключение. Если вы заранее договоритесь работать через скайп, то саботировать поручения сотрудники точно не станут.

Рваные текстовые и голосовые сообщения, уменьшительная формы слов, автозамены и смайлики неприемлемы в деловой переписке
Рваные текстовые и голосовые сообщения, уменьшительная формы слов, автозамены и смайлики неприемлемы в деловой переписке

Голосовые сообщения. Записывать голосовые сообщения быстрее, чем набирать. Но слушать их дольше, чем пробежать глазами по тексту. Да и возможность такая есть не всегда: нет наушников, слишком много людей вокруг и т. д. Поэтому выбирая между текстовым сообщением и аудио, подумайте, чье время и удобство сейчас в приоритете — ваше или получателя.

Помните также, что голосовое сообщение менее структурировано. В устной речи мы часто используем слова-паразиты, отвлекаемся от темы, замолкаем, обдумывая мысли. Поэтому такой способ связи уместен только с теми, с кем его согласовали заранее.

Если нет возможности набрать сообщение текстом, воспользуйтесь маленькой хитростью - преобразуйте голосовое сообщение в текст. Как это сделать в ватсап, читайте тут>>

Сокращения и уменьшительные формы слов. Если для вас привычно здороваться с коллегами формулой «ДД!» вместо «Добрый день!», помните, что такое не все оценят. Для некоторых людей сокращения вежливых слов — «СПС» вместо «Спасибо» или «Пжст» вместо «Пожалуйста» — выглядят оскорбительно. Мол, я старался, помогал, а мне в ответ даже не удосужились «спасибо» нормально написать, обесценили мою помощь.

Уменьшительные формы — «приветик», «отчетик», «денежки», «договорчик» — выглядят непрофессионально и у многих вызывают раздражение.

Если напишете коротко в деловом стиле и в рабочее время, коллеги не станут саботировать ваши просьбы и поручения
Если напишете коротко в деловом стиле и в рабочее время, коллеги не станут саботировать ваши просьбы и поручения

Юмор, смайлы, стикеры. Цель деловой переписки — не развеселить собеседника, а обменяться информацией по рабочим вопросам. Поэтому для шуток и мемов лучше создать в мессенджере отдельную группу. При желании коллеги отключат в ней звук уведомлений, чтобы не отвлекаться от дел.

У всех разное чувство юмора, представление о политкорректности и такте. Когда публикуете в рабочей группе шутку, мем или карикатуру, подумайте, не заденут ли они коллег, не станут ли причиной конфликта с коллегами. Обилие картинок и смайликов в деловой переписке тоже неуместно. Хотя время от времени их можно использовать. Например, чтобы разрядить обстановку, придать тексту более человечный и живой характер.

Если прочли послание, не затягивайте с ответом: собеседник подумает, что его игнорируют. Нет времени — напишите, когда сможете ответить.

Автозамена. Перечитывайте сообщения перед отправкой. Иногда автозамена добавляет тексту «перчинку», которую мы не планировали. Хорошо, если получится просто смешно, а не оскорбительно.

Автозамена может добавить тексту «перчинку», которую мы не планировали.
Автозамена может добавить тексту «перчинку», которую мы не планировали.

Время переписки. Традиционно этикет рекомендует решать деловые вопросы в рамках рабочего дня. Сообщения в мессенджере после 18.00—19.00 оправданы в двух случаях: если есть особые договоренности по этому поводу или если у вас экстренный вопрос, который требует срочного решения. В ситуации форс-мажора логичнее связаться с собеседником по телефону, а не через ватсап. Больше шансов получить ответ сразу, а не ждать, пока адресат увидит сообщение.

Еще больше деловой информации для главбухов и не только узнайте из журнала "Главбух". В первом январском номере скачайте полную таблицу изменений в работе бухгалтера, которые вступили в силу с нового 2022 года.