Наряду с естественными причинами для сотрудничества, общая враждебность по отношению к США гарантирует сохранение позитивных отношений между двумя державами. 21-й век стал свидетелем формирования отношений «сотрудничества» между Китаем и Россией, при этом преимущества этого нового партнерства перевешивают исторические различия между этими двумя странами, которые разделяют общую цель - уменьшить доминирование Соединенных Штатов в мировых делах.
Китай и Россия исторически имели разрозненные отношения, когда вместе с Японией, западноевропейскими империями и Соединенными Штатами Россия навязала Китаю то, что стало известно как серия «неравноправных договоров» в 19-м и начале 20-го веков. Иностранные государства вынудили Китай согласиться с большей частью их торговых и территориальных требований, и, в отличие от других держав, общая сухопутная граница России с Китаем усилила угрозу, которую Россия представляла для Китая.
Советская поддержка Коммунистической партии Китая в гражданской войне в Китае, наряду с взаимными усилиями по разжиганию глобальной коммунистической революции, спровоцировала короткий период китайско-советского сотрудничества после 1920-х годов. Но после смерти Иосифа Сталина в 1953 году и советских попыток способствовать десталинизации отношения между Китаем и Советским Союзом испортились. Последовавший за этим китайско-советский раскол привел к столкновениям на границе и попыткам соперников взять на себя руководство коммунистическим миром. Нормализация отношений президента США Ричарда Никсона с Китаем в 1970-х годах показала, насколько далеко зашла деградация китайско-советских отношений.
Однако распад Советского Союза спровоцировал сближение между Пекином и Москвой. Россия, явно более слабая страна после распада СССР, предпочла решить свои пограничные споры в пользу Китая, расчищая путь для позитивных отношений. Кроме того, идеологическое соперничество, проистекавшее из соперничающего желания Пекина и Москвы возглавить коммунистический мир, ослабло, поскольку в бывшем Советском Союзе от этой идеологии отказались, а в результате реформ в Китае она была изменена. В 2001 году Китай и Россия подписали договор о «дружбе и сотрудничестве», который был продлен в 2021 году.
Общие интересы. Хотя области напряженности между этими двумя странами сохраняются даже сейчас, Пекин и Москва продолжают развивать конструктивные отношения для продвижения своих общих дипломатических, экономических, политических и военных интересов и, что наиболее важно, их взаимного стремления подорвать влияние США в мировых делах. «И Китай, и Россия считают США лицемерным агрессором, который намерен ослабить их, чтобы сохранить гегемонию», - сказал Эйнар Танген, пекинский политический аналитик, согласно статье в «Аль-Джазире».
Между тем, экономика составляет ключевую часть современного китайско-российского партнерства. Товарооборот между Китаем и Россией впервые достиг 100 миллиардов долларов в 2018 году, и обе страны намерены увеличить его до 200 миллиардов долларов к 2024 году. Их общая сухопутная граница дает Китаю и России дополнительное преимущество, помогая друг другу обходить глобальные морские пути, контролируемые США.
Большая часть торговли между Китаем и Россией была основана на экспорте энергоносителей, при этом российская нефть, природный газ и другие товары становятся необходимыми для огромной и растущей экономики Китая, в то время как китайский экспорт в Россию в основном состоит из машин и электроники. Еще одним аспектом растущего союза между этими двумя странами являются кредиты, предоставляемые Китаем России. Эти кредиты стали особенно выгодными для России, которая столкнулась с более серьезными препятствиями для доступа к кредитам после введения западных санкций в 2014 году «в ответ на постоянную поддержку Москвой сепаратистов на востоке Украины», как сообщает The Guardian.
Китай и Россия также привержены стратегии «дедолларизации» международной торговли и снижения своей уязвимости перед санкциями США. Данные Центрального банка России и Федеральной таможенной службы показывают, что в первом квартале 2020 года «доля доллара в торговле между Россией и Китаем впервые за всю историю упала ниже 50%», по данным Financial Times, с 2015 г., когда «примерно 90% двусторонних сделок между Россией и Китаем проводились в долларах». Вместо этого в последнее время торговля между этими двумя странами ведется в основном в евро, рублях и юанях.
Взяв на себя обязательство уменьшить свою зависимость от доллара США, Пекин и Москва также стремились обойти платежную систему Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), в которой доминирует США. После того, как несколько российских банков были занесены в черный список SWIFT в 2014 году (наряду с угрозами полного запрета России), российское правительство ввело Национальную систему платежных карт, теперь известную как «Мир», для обработки карточных транзакций внутри России.
В то время как международные транзакции могут все чаще использоваться с «картами, выпущенными совместно с международной системой Maestro, китайской UnionPay и японской JCB», Россия также представила Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) в 2014 году, чтобы воспроизвести SWIFT. Хотя в основном система используется российскими банками, Банк Китая также подключен к СПФС.
Кроме того, в 2015 году Китай запустил Систему трансграничных межбанковских платежей (CIPS), и с тех пор к системе присоединились 23 российских банка. Обе службы обрабатывают только часть всех транзакций SWIFT. Но введение Европейским союзом в 2019 году собственной платежной системы, Инструмента поддержки торговых обменов (INSTEX) и китайско-российских предложений по работе с ним подорвали традиционные представления о непревзойденном доминировании SWIFT в международной торговле.
Военные связи. Россия также активно продавала свою военную технику Китаю, поскольку последний на протяжении последних двух десятилетий стабильно наращивал вооружения, особенно в связи с тем, что западные фирмы часто сталкиваются с ограничениями на экспорт в Китай. Являясь крупнейшим иностранным поставщиком военной техники для Китая, Россия помогла Китаю достичь значительных возможностей по блокированию зоны (A2/AD) у побережья Китая и изменить баланс сил между американскими и китайскими силами в Восточной Азии. Между тем, совместные китайско-российские военные учения, число которых за последнее десятилетие значительно увеличилось, бросили вызов общепринятым представлениям о военном превосходстве США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Дипломатически Китай и Россия стремились поддерживать друг друга в международных организациях. В Организации Объединенных Наций Китай и Россия часто голосуют вместе по важнейшим вопросам, например, по Сирии или Гонконгу. Кроме того, Пекин и Москва стремились использовать свои собственные международные органы, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), состоящая из восьми членов, созданная в 2001 году, для регулирования международных отношений без вмешательства западных государств.
Китай и Россия также оказали поддержку так называемым «государствам-изгоям», включая Венесуэлу, Иран, Сирию и Северную Корею. Соглашения об оружии, дипломатическая поддержка, списание долгов и другие меры помогли Китаю и России подорвать попытки США изолировать и ослабить эти страны, помогая координировать глобальную оппозицию порядку США.
Несмотря на общие цели и естественные пути сотрудничества, между Китаем и Россией сохраняется ряд проблем. За последние несколько лет Китай сократил свой военный импорт из России и развил отечественную промышленность, способную конкурировать с российской на международных рынках. И хотя Россия сохраняет военное превосходство в Центральной Азии, использование Китаем частных военных компаний для обеспечения безопасности своих проектов в рамках инициативы «Один пояс - один путь» (ОПОП) начало бросать вызов традиционному военному доминированию России в регионе.
Китайские инвестиции в Среднюю Азию и остальную часть бывшего Советского Союза также подорвали экономическое господство России в ее традиционной сфере влияния. Кроме того, растущие потребности Китая в энергии позволили центральноазиатским экспортерам энергии диверсифицировать свою деятельность, отказавшись от энергетической инфраструктуры, контролируемой Россией, и освоить другие европейские рынки.
И хотя России до сих пор удавалось убедить Монголию и государства Центральной Азии поддерживать ширину колеи своих железнодорожных путей в соответствии с российским стандартом (таким образом обеспечивая влияние Кремля на их трансграничную железнодорожную торговлю), попытки Китая изменить статус-кво демонстрируют еще одну область конкуренции между Китаем и Россией.
Территориальные приобретения России во Внешней Маньчжурии в XIX веке также являются источником разногласий в некоторых политических кругах Пекина, причем как Айгуньский, так и Пекинский договоры считаются «неравноправными договорами». Тем не менее нынешние преимущества китайско-российских отношений перевешивают любые мотивы поставить их под угрозу. Потребность России в диверсификации ресурсов и финансовых потоков прекрасно сочетается с потребностью Китая в энергоносителях. Обе страны опасаются изоляции от других крупных мировых держав и стремятся узаконить свои интересы на международной арене.
Наряду с чувством безопасности позитивного партнерства с могущественным соседом их общее желание бросить вызов Соединенным Штатам в мировых делах привело к отношениям между двумя странами, которые лидеры Китая и России называют «лучшими в истории». По мере того, как Арктика становится жизнеспособным торговым путем, Пекин и Москва, скорее всего, найдут дополнительные причины для политического и экономического слияния.
Между тем, уважение Китая к возглавляемой Россией Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) может помочь Пекину и Москве достичь подходящего компромисса, который позволит Китаю помочь развитию традиционной сферы влияния России. Поэтому опасений Китая и России по поводу их сложного прошлого будет недостаточно, чтобы разрушить их нынешнее сотрудничество и поставить под угрозу свои будущие возможности.
ДЖОН П. РУЭЛ, австралийско-американский журналист, Вашингтон, округ Колумбия