Найти тему
Просто о сложном

"Гуси-гуси, га-га-га...", или какое будущее предвидел детский писатель Владислав Крапивин еще тридцать лет назад

За последние пару не самых лучших лет в истории нашей планеты многие люди стали вспоминать прочитанные в детстве книги авторов-фантастов, примеряя описываемые события на сегодняшние реалии. Лидеры по цитируемости во всемирной паутине, конечно же, "Скотный двор" и "1984" Джорджа Оруэлла (настоящее имя писателя - Эрик Артур Блэр), написанные в конце сороковых годов двадцатого века. В них автор показывает, как стремление общества к мнимой свободе и безопасности приводит к тоталитаризму - в обмен на эти "ценности" государство забирает у человека все и превращает его в послушную игрушку, раба.

Однако, мало кто догадывается, что свою "антиутопию" еще в 1988 году написал хороший детский писатель Владислав Крапивин. Старшее поколение должно помнить его книги "Мальчик со шпагой", "Журавленок и молнии", "Валькины друзья и паруса", многие из которых были даже экранизированы.

Повесть "Гуси-гуси, га-га-га..." непохожа на другие произведения автора, хотя детская линия в ней все же присутствует. По сюжету главный герой по имени Корнелий Глас, живущий в городе будущего Реттерберге, совершает незначительный проступок, перейдя улицу в неположенном месте. Но система контроля и наказаний в этом государстве такова, что безжалостная Машина, которая контролирует все и вся, выбирает по принципу лотереи одного несчастного из миллионов провинившихся и назначает ему наказание - смертную казнь. Корнелий Глас и стал этим "счастливчиком", которому пришло официальное уведомление явиться на казнь в местную тюрьму...

-2

Но почитайте, какое описание этой тотальной системе контроля дал писатель в то время, когда даже обыкновенные дисковые телефоны были не у всех:

"…О, индексы! Величайшее изобретение, положившее начало эре стабильности!

Сперва были просто браслеты с излучателями. Хочешь – носи, хочешь – сними и спрячь. Потом браслеты стали обязательными. И никто не возражал, кроме небольших групп экстремистов, привычно вопящих о свободе личности (такие находятся во все времена во всякой стране, когда речь заходит о всеобщем благе). А лет за тридцать до рождения Корнелия Гласа вместо браслетов была введена всеобщая индексикация. Новорожденному вводили в левое запястье раствор стимулятора. Эта чудесная жидкость (о ней первое время даже поэмы писали!) вступала в контакт с организмом и вызывала постоянное биоизлучение. Причем характеристика излучения у каждого человека была неповторима, как рисунок на коже пальцев.

«Борцы за свободу личности» опять подняли крик, и, уступая им, демократическое правительство объявило, что каждая семья сама вправе решать: делать ребенку индексикацию или снабдить его браслетом. Но вскоре об этом решении просто-напросто забыли. Родителей, не согласных с индексикацией, было столь ничтожное число, что не стоило их принимать во внимание. А со временем они перевелись вообще."

Мне особенно понравилось про "добровольность", про которую вскоре "просто-напросто забыли". И еще - не знаю, намеренно или нет, но придуманное Крапивиным слово "индексикация" очень созвучно с "интоксикацией". Но читаем дальше:

"Да и какой нормальный человек станет спорить с собственным счастьем и счастьем детей. Индекс – это основа жизни. Это сумма изначального обеспечения и государственной страховки, положенная тебе от рождения. Это постоянный медицинский контроль. Это ненадобность всяких документов. У каждого носителя индекса есть в Центральном государственном информатории персональный диск, на котором записано об этом человеке абсолютно все: от группы крови и оценок за каждый класс школы до любимого блюда и уровня контактности с окружающими.

Ты поступаешь на службу, и электронный контролер кадров за доли секунды набирает о тебе сумму сведений и сообщает – годишься или нет. И, если не годишься, дает совет, куда с твоими способностями лучше пойти. Если, не дай Бог, ты попадаешь в больницу из-за простуды, автокатастрофы или неумеренного возлияния, врач в мгновение ока узнает всю твою медицинскую подноготную и во всеоружии принимается за бесплатный квалифицированный ремонт. Если заказываешь в баре «У тетушки» фужер «Калейдоскопа» с мятным трюфелем, кассовый автомат сам вычитает из записанной на диске твоей наличности нужную сумму – без всяких пошлых чаевых и возни с бумажками и медяками…"

Ну как можно было так точно описать весь этот набор "инклюзивных прелестей", которые неоглобалисты пытаются впарить человеку сегодня? Тут тебе и безусловный базовый доход, и полный медицинский контроль, и электронное досье на каждого человека, которое сейчас наши доморощенные цифровизаторы предлагают собирать начиная со школьной скамьи...

"А могучие нейроэлектронные мозги Всеобщего административного Контроля и Управления по наблюдению за лояльностью неусыпно варят свои государственные мысли, чтобы каждый гражданин Западной Федерации мог занять в жизни место, достойное своих знаний, трудолюбия и склонностей. Ибо нет ничего важнее устройства счастливых человеческих судеб…"

-3

"Придумал систему, говорят, Административный Кибернетический Центр – мозг всего государства, хранитель стабильности и общего благополучия. Четко все разработал, стервец! За мелкие проступки вероятность казни совсем крошечная, символическая. За крупные – и шанс побольше: пусть виновный попереживает. А с уголовниками чего церемониться? Им по закону обычно припаивали такой приговор, что даже для мелких жуликов дело пахло крематорием всерьез: один смертный шанс из десяти. У матерых преступников шансов на спасение меньше половины. А у самых отпетых – всего ничего…

Мудрая система! Комментаторы вещали с экранов, что народ принял ее с восторгом – так же, как в свое время всеобщую индексикацию! Во-первых, гарантия полной справедливости и объективности – Машина не ошибается. Во-вторых, страх сурового возмездия (пусть даже при самой малой вероятности) сразу укрепил общественную нравственность и снизил преступность – так, по крайней мере, утверждал с экрана Заместитель Министра национального правопорядка. Правда, через месяц после этого он был обвинен во взяточничестве и приговорен по уголовному разряду с шансами пятьдесят на пятьдесят, но это лишь подтвердило беспристрастность Машины; Министру, впрочем, повезло, он вытянул «счастливый билетик» и мирно ушел в отставку."

Как бы не расписывали все прелести искусственного интеллекта с высоких трибун (Симоньян вон договорилась до сравнения ИИ с Господом Богом), думающие люди понимают, что машина не работает сама по себе, всю ее мозговую начинку заказывают и "пишут" человеки. И жизненный опыт мне подсказывает, что именно такие, как этот вороватый замминистра из повести (который чудесным образом соскочил с им же придуманной темы и "мирно ушел в отставку").

-4

И еще на один момент хочу обратить внимание: "...народ принял ее с восторгом - так же, как в свое время всеобщую индексикацию!". Народ ПРИНЯЛ с восторгом - не попросил, не добивался принятия, а просто ПРИНЯЛ. То есть инициативу спустили сверху, прикрываясь лозунгами о всеобщей безопасности, в которые люди поверили. Что-то мне подсказывает, что пройдет еще какой-нибудь десяток лет, и мы тоже не устоим, и количество подписчиков у Бузовой, Бородиной и Собчак тому лишнее подтверждение.

"Ну, а с другой стороны, кто живет без страха? Без него – никуда. Страх – регулятор всей жизни. Везде и всегда. Недаром же мудрая Машина заменила все наказания прошлых эпох на одно: на штрафную электронную лотерею, где главное – страх смерти. Иногда крошечный. Иногда оглушающий, доводящий до паралича – если шанс гибели велик…"

И здесь писатель попал в самую точку! И это уже не прогноз будущего, а понимание человеческой природы. Особенность, на которой можно очень ловко и выгодно сыграть, для того, чтобы протащить какие угодно идеи. Не потому ли мировые кукловоды так рьяно борются с религией, что любая вера предлагает человеку альтернативу смерти - вечную жизнь бессмертной души?

И Крапивин, который всю свою жизнь прожил в атеистическом обществе (на момент публикации повести ему исполнилось 50 лет), понял в чем беда современного мира, и что станет причиной его гибели:

"Корнелий опять запрокинул голову. Он не верил в царствие небесное. И рад был бы сейчас, да поздно утешать себя сказками. К религии он относился… да, пожалуй, никак не относился. Отец был, кажется, полностью неверующий. Мать причисляла себя к какой-то общине. Кажется, «Братство евангелиста Марка». Лет до десяти водила Корнелия по праздникам в сумрачный собор, где мерцали россыпи свечек. У Корнелия осталось в памяти ощущение зябкости и страха, что вот опять придется по команде священника вставать на колени. Мелкий узор очень холодных чугунных плит больно впечатывался в пухлые коленки, а мать шепотом говорила: «Не егози…» Потом она в своем «Братстве» поссорилась с другими дамами из-за толкования каких-то апокрифических Евангелий и перестала посещать храм. На этом и кончилось приобщение юного Корнелия Гласа к основам вероучения. Далее он жил, не размышляя всерьез, что было сперва: идея или материя? Есть где-нибудь во Вселенной Бог или нет? Ибо решение этой проблемы никак практически не влияло на жизненные интересы Корнелия – ни в детстве, ни в зрелом возрасте."

-5

Пройдет еще совсем немного времени и миллионы, миллиарды вот таких вот "корнелиев" проголосуют или просто отдадут "за харчи, постель и бабу на ночь" управление своей жизнью бездушной машине, кнопки на которой будут жать приспешники Лукавого. И не надо искать в моих словах религиозный пафос - говорю как есть.

Что еще меня удивляет, так это то, как точно творчески одаренным людям удается заглянуть в будущее, как будто кроме таланта (или вместе с ним) Создатель наделил их даром предвидения. Потому что не хочется верить в то, что инициаторы и адепты "новой нормальности", имея неограниченные возможности, просто "хохмы ради" воплощают фантазии писателей в жизнь...

Спасибо, что дочитали статью до конца! Ваши комментарии и подписка помогут каналу удержаться на плаву. Берегите себя и своих близких!

Все цитаты и изображения находятся в свободном доступе.

Детские писатели
0