Дом купцов Кузнецовых на проспекте Мира не раз становился «героем» материалов в СМИ. Не удивительно, ведь симпатичный особняк в стиле модерн, украшенный различными архитектурными изысками, привлекает внимание, а после масштабной реставрации, еще и радует глаз. В нашей традиционной рубрике сегодня объект культурного наследия регионального значения бывшая усадьба фарфоровых королей, расположенная по адресу: проспект Мира, дом 41, строение 1.
С чего все начиналось
История этого уютного особняка – настоящего осколка прошлого с присущей тому времени изящной антикварности – началась с премьер-майора Сергей Козловского. В конце XVIII века калужский помещик в свое время владел большим земельным участком на 1-й Мещанской улице (в настоящее время – улица проспект Мира), где возвел приличных размеров усадьбу из нескольких строений. Правда, вскорости владение он продал ротмистру Елизару (по некоторым данным Евгению) Зарину. Именно Зарин выстроил главный двухэтажный дом из камня, который практически не претерпел изменений по прошествии нескольких веков. Усадьба не раз еще меняла владельцев. Владел ей подпоручик князь Никита Сергеевич Долгоруков, купеческая жена Марья Мурашева, пока, наконец, в 1875 году она не попала в руки последним владельцам времен царской России – промышленникам Кузнецовым. Как было принято в купеческих кругах в те годы, имущество записали на супругу купца, знаменитого фарфорового короля Матвея Сидоровича Кузнецова Надежду Викуловну.
По высшему разряду
Кузнецовы, даром что из купцов, могли себе позволить имение князьям на зависть. Сделать шик-модерн был призван известный архитектор Федор Осипович Шехтель. Под его чутким руководством флигели, располагающиеся по обе стороны от особняка, были объединены, фасад обновлен, а в доме появился эркер.
Спустя два десятилетия хозяева затеяли очередной «ремонт». Реконструкцию доверили молодым, но очень популярным тогда архитекторам Ивану Кузнецову (не родственник! однофамилец) и Василию Иванову. Фасад двухэтажного дома был оформлен в совершенно новом стиле псевдобарокко с лепниной и имитацией крупной кладки. Также у здания появились свои собственные атланты. Скульптуры титанов, между прочим, вылепил студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Коненков. Это много позже Сергей Тимофеевич станет знаменитым русским и советским скульптором, мастером русской скульптуры символизма и модерна, по праву получит титул «русского Родена» и в честь него назовут улицу в столичном районе Бибирево.
А в 1983 году его атланты пришлись по душе не только заказчикам – семейству Кузнецовых, но и простым москвичам. Судя по большому количеству сохранившихся фотографий, в которых фигурирует дом с титанами, держащими на плечах балкон, жителям столицы нравилось запечатлевать их на память.
Сыновья промышленника Кузнецова жили в особняке вплоть до революции. В 1918 году всю недвижимость национализировали.
Угроза сноса и исчезнувшие ноги атланта
В 1918 году дом был передан Управлению домового комитета, который сдавал квартиры различным организациям – столовались здесь всероссийский комитет водного хозяйства, водоканал и другие учреждения. Одно время здесь даже жили люди. Но все же, вплоть до 80-х годов ХХ столетия это был своего рода «бизнес-центр». Молодых и прогрессивных граждан Страны Советов ветшающий облик «буржуйского дома» раздражал. Москва готовилась принимать Олимпиаду-80, как одним таким ретивым пришло в голову снести особняк, чтоб не портил вид на спорткомплекс «Олимпийский», возводящийся по соседству. Тогда за него вступились историки, москвоведы, ученые и здание отстояли. Более того, усадебный комплекс по проспекте Мира д.41 был занесен в реестр как вновь выявленный Памятник архитектуры XVIII-XIX веков и передан на баланс Московского фонда культуры.
Кстати, примерно в это же время возникла городская легенда про «исчезнувшие ноги» у атлантов. Очевидцы, проживавшие в 70-80 годах прошлого столетия на проспекте Мира, утверждают, что у атлантов были нижние конечности. Якобы, в одну из скульптур врезался троллейбус и повредил ноги. Тогдашние городские власти, ничтоже сумняшеся, наняли реставрационную бригаду, которая вместо восстановления атланта, «отрубила» второму ножки.
Примечательно, но подтвердить, или опровергнуть эту историю доподлинно сложно, поскольку на сохранившихся фотографиях нижняя часть атлантов просматривается очень плохо – ее постоянно закрывают то деревья, то заборы, то машины. Очевидцев поправляют, мол, там не ноги были, а торсы, переходящие в колонны. Словом, легенда…
Долгожданная реконструкция
К нулевым усадьба конца XVIII века была буквально изуродована. Частная компания перестраивала здание под свои нужны – ломала лепнину, возводила и сносила перегородки, потолки опускались и перекраивались, чтобы втиснуть в пространство вентиляционную систему. Словом, двухэтажный особняк с еле сохранившимся внешним фасадом – остатком былого величия – напоминал обычный офис с вывесками и беспощадной рекламной иллюминацией.
В преддверии 850-летия Москвы было принято стратегическое решение о масштабной реставрации. С тех пор работы шли, но ударными темпами дело пошло только в последние годы. Так, в 2016 году завершился важнейший этап восстановления усадьбы Кузнецовых. Реставраторам удалось полностью восстановить облик двух усадебных флигелей, и избавиться, наконец, от плачевных последствий перестроек советских лет. Были восстановлены легендарные скульптуры атлантов, а в самом доме практически в первозданном виде были возрождены поверхности стен, лепной декор, деревянные панели, камины, отреставрированы и установлены утраченные элементы декора, а также выровнена и обработана поверхность пола из натурального камня.