Найти тему

Комплаенс, как эффективный метод защиты бизнеса

Оглавление

Что собой представляет комплаенс? Как правильно составлять комплаенс-программу и реагировать на риски? Как не превратить аналитическую работу в формальность?

Комплаенс — это эффективный инструмент, который позволяет защитить компанию от внешних угроз.

Чтобы внедрить его на практике, эксперты разрабатывают специальный документ и предоставляют его руководителям компании, которые в свою очередь используют его, как стратегию бизнеса. Эту программу применяют, если необходимо распределить бюджет, сформировать отчеты, а также распланировать деятельность компании.

Главная особенность комплаенса состоит в том, что в нем должны содержаться сведения о том, как урегулировать проблемные вопросы, определять зоны, подверженные риску, кто будет ответственной персоной за защиту компании. С помощью комплаенса можно сформировать регламент действий, которые будут приняты в кризисной ситуации, а также программу обучения и повышения квалификации персонала.

Какие бывают риски?

Если проанализировать риски, то их можно разделить на две большие группы:

  • прямые;
  • косвенные.

Очень часто последствия для компании от действия или, наоборот, бездействия, наступают через года. Например, бизнесмен, чтобы пройти проверку, дает взятку инспектору. Через 6-7 лет уполномоченное лицо будет пойман на взятке, а чтобы снизить вину он пойдет на сделку со следствием. Соответственно, информация о коррупции вскроется и о компании, че руководитель давал взятку многие годы назад. Соответственно, бизнесмен попадает под действие уголовной ответственности, так как срок давности по делам о коррупции составляет 15 лет.

Поэтому так важно разрабатывать комплаенс-программу и постоянно ее обновлять, внося актуальные сведения. В штате фирмы должен работать штатный комплаенс-менеджер, который будет оценивать ситуацию и предлагать выход, чтобы избежать возможных рисков.

-2

Как составить комплаенс-программу?

Первое, что должны сделать руководители фирмы — проанализировать бизнес. Руководитель должен знать, из каких элементов состоит бизнес, какие нормативно-правовые акты регламентируют деятельность фирмы.

В рамках аудита необходимо:

  1. Проанализировать внутренние документы, которые можно причислить к разряду коммерческой тайны;
  2. Совершить анализ документов и общедоступной информации, которая может касаться деятельности компании;
  3. Провести опрос сотрудников, чтобы выявить их мнение о том, что они хотели бы получить от работы, какие обязанности выполняют легко, а с какими не могут справиться и пр.

Экспертный анализ в рамках разработки комплаенс-программы — сложнейшая задача. Руководитель должен знать и всегда помнить о том, что о компании слагается мнение при анализе действий сотрудников. Надзорные органы обязательно будут смотреть, как выполняются обязанности сотрудниками, на основании чего принимать санкции, начислять штрафы, взыскивать пени и пр.

В связи с этим, лицо, которое будет проводить комплаенс-анализ, должен отличаться широким кругозором, иметь большой практический опыт, высокую квалификацию. Это позволит идентифицировать существующие риски. Если такого специалиста нет, то можно воспользоваться услугами нескольких узкоотраслевых специалистов. Эксперт в своей области проведет необходимый аудит по зоне своего интереса, благодаря чему можно выявить даже самые минимальные риски для компании.

Аналитическая работа позволяет сформировать карту рисков, на основании чего и будет разработана комплаенс-программа.

-3

Главное — постоянная работа!

Комплаенс — это не одноразовая работа. Это постоянная деятельность, которую следует вести с первого дня жизни компании и до тех пор, пока существует бизнес. Это не просто отчеты, составленные экспертами. Это базис, который должен стать необходимым инструментом для деятельности фирмы.

Выводы, которые получит руководитель по результатам комплаенс-анализа, должны стать основой для предпринимаемых мер защиты предпринимательства. На основании актуальной информации необходимо изменить поведенческую модель, привычки персонала. Изменения в алгоритмах работы всего производства поможет сократить издержки, увеличить производительность труда и, соответственно, прибыль.

Комплаенс-программа — это уникальный инструмент развития бизнеса для любого предпринимателю или юрлица. Главное, делать эту работу не формально, а с полноценным погружением в проблемы компании.

Понравилась статья? Поддержите лайком!