Найти тему
Яндекс Учебник

Как донести мысль, чтобы ее поняли? 5 секретов профессионалов

Оглавление

Наверное, практически каждый сталкивался с такой ситуацией. Вот мы делаем важное объявление на родительском собрании или через сообщение в чате. Вроде, все объяснили подробнее некуда… А в результате сделали правильно хорошо если процентов 30. Знакомо? Почему нас не понимают другие и как сделать, чтобы улучшить этот результат? Своими секретами поделились специалисты из разных сфер.

Секрет №1: Без лишних подробностей

В письме или сообщении

Ученые выяснили, что только 10-15% людей умеют самостоятельно не потеряться в обилии информации.

Для большинства послание должно быть в минималистичном формате:

1. Когда (дата, время).

2. Что (название события).

3. Где (адрес).

4. Что нужно (дресс-код, какие предметы с собой взять, нужна ли регистрация или паспорт и т.д.).

К этому еще можно добавить 3-4 слова о том, зачем это нужно именно этому человеку.

Итого информационное сообщение должно быть ни в коем случае не длиннее 5 строк, не содержать излишней «лирики» и подробностей.

Те 10-15%, кому нужны детали, сами вас о них спросят отдельно.

Да, вы можете счесть, что подробное объяснение, зачем что-то нужно сделать, повысит осознанность и ответственность, а красивые слова мотивируют. Но на самом деле часть воспримет это как лишний шум и запутается. А часть может решить, что вы пытаетесь оправдаться за то, что навязываете им что-то ненужное. Даже если это совершенно не так. Это обесценит послание в их глазах и даст повод считать, что информацию можно проигнорировать или начать оспаривать.

Если это устная речь?

Профессор Калифорнийского университета Глория Марк провела исследования, показывающие, как долго мы обычно концентрируемся на одном деле.

В среднем в рабочей обстановке мы тратим около 3 минут на взаимодействие «человек — человек» или 2 минуты на взаимодействие «человек — гаджет», после чего наш мозг отвлекается на любое другое действие.

Именно в этот «дедлайн» нам нужно успеть сообщить все самое необходимое по приведенной выше формуле. Пока что также без подробностей.

Затем можно сделать паузу, записав эту же информацию на доске.

Дело в том, что часть людей хорошо воспринимает информацию на слух, а часть — нет. Им понятно в основном то, что они увидели глазами.

Записывая главные мысли послания на доску, вы увеличиваете процент тех, кто вас поймет.

Секрет №2: Обсуждайте

После того, как вы рассказали и записали главную мысль, стоит перейти к обсуждению. Это повысит вовлеченность и заставит часть людей обратить внимание на детали.

Задавая вопросы, постарайтесь установить зрительный контакт с аудиторией. Когда обращаются непосредственно к ним, это повышает осознанность у слушателей.

Если это тема, в которой не нужно искать искать решение, (например, участие детей в олимиаде от Яндекс.Учебника, где от родителей требуется только помочь ребенку войти в личный кабинет в нужное время), то вопрос будет звучать: «Что-то для вас остается непонятным?».

А если это, например, тема подготовки праздника — 23 февраля или 8 марта, где от родителей нужна будет помощь с подарками и чаепитием, то стоит озвучить проблему и делегировать ее решение открытыми вопросами.

  • Какое решение, на ваш взгляд, было бы наилучшим?
  • Что вы бы добавили или изменили?
  • Могли бы вы привести пример?
  • Какая помощь вам понадобится?

Помните: по исследованиям все той же Глории Марк, максимальное время концентрации нашего мозга на одной оперативной, не долгосрочной задаче с небольшими перерывами — около 10,5 минут. За это время вы должны обсудить самое основное. Потом беседа будет постепенно скатываться в неконструктивное русло.

Секрет №3: Польза для других

Не забывайте говорить людям, зачем что-то нужно им. Вы удивитесь, насколько для многих это неочевидно. Людям проще и спокойнее, когда все идет пусть сложнее, зато без необходимости вникать во что-то новое. Поэтому они готовы оспаривать любые нововведения и как бы случайно «забывать» о них, сколько бы вы им об этом ни напоминали.

Отнеситесь к этому терпеливо и с пониманием. Сделайте акцент на том, почему это нужно именно им и их детям. Постарайтесь, чтобы это стало и их личной целью и поводом для гордости. Или отсутствием стыда. Тогда они охотнее встанут на вашу сторону и помогут воплотить цель в жизнь.

Секрет №4: Говорите максимально просто

Бывает, что люди нас не понимают, потому что мы используем в речи профессиональный сленг, обилие слов-паразитов или сложные конструкции. Представьте, что перед вами инопланетянин, который вообще не знает, как и что устроено на Земле. Или ребенок. И вам нужно объяснить ему все эти вопросы. Это позволит взглянуть на свою речь со стороны и убрать из нее лишнее.

Да, даже то, что «ну это-то они не могут не понять, это же просто».

В завершение произнесите свою речь вслух перед зеркалом или кем-то из домочадцев, чтобы понять, насколько «гладко» она звучит.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание — это логичность и последовательность изложения. Не перескакивайте с одного на другое и не повторяйтесь.

Ваша речь не должна быть длиннее 10, а еще лучше 3 минут.

Если это письмо, то уберите из него все, мимо чего ваш глаз «проскакивает». Сложные длинные слова, которые вы не хотите дочитывать до конца. Термины. Канцелярские обороты.Их тоже мало кто поймет и, возможно, не читая в тексте их, пропустит действительно важную информацию.

Секрет №5: Закрепите результат

Немецкий психолог Герман Эббингауз в 1885 году поделился с миром своим исследованием. Уже через час после того, как вы получили информацию, вы забудете из нее 60% подробностей. Еще 5% улетучатся через 10 часов, и к концу недели вы будете помнить только 20% от того, что вам сказали.

Зная это, стоит позаботиться о том, чтобы у людей после собрания была перед глазами напоминалка, что именно вы обсудили и к каким пришли результатам.

Поэтому все главные тезисы «мозгового штурма» зафиксируйте в виде простого и понятного списка и отправьте участникам письмом или сообщением.

Или распечатайте и раздайте заранее подготовленные памятки, если есть такая возможность.

Если вам понравился текст, не забывайте ставить лайк. Это мотивирует нас быть лучше.

#школа #учитель #публичные выступления #советы психолога

Еще больше полезных и бесплатных материалов: вебинаров, курсов повышения квалификации, статей и другого — на нашем сайте.