Индекс Биг-Мака - один из неофициальных способов определения паритета покупательной способности.
Паритет покупательной способности - уравнивание курсов валют на основе потребительской корзины. Например, можно собрать в нескольких странах тележку из одних и тех же продуктов, сравнить чеки и исходя из этого высчитать справедливый курс валют. Условно, если тележка с продуктами в США стоит $100, а в России 7000, то справедливый курс валют 1$=70₽. Сейчас с помощью Биг-Мака рассчитаем справедливый курс рубля к доллару.
Почему именно Биг-Мак?
Биг-Мак делает расчет быстрее, ведь в Биг-Маке есть большая часть из продовольственной корзины: хлеб, мясо, овощи, сыр и соусы. К тому же состав Биг-Мака одинаков со дня его появления на свет и во всех странах мира, а также почти 100% бургера сделано из "местных" продуктов, не импортированных. Это, можно сказать, один из максимально однородных товаров в мире.
Каждый год сравнивается, сколько Биг-Маков можно купить в каждой из стран на одно и то же количество долларов или же просто соотносятся цены в долларах в разных странах. Вот как изменялись цены в долларах в России и США с 2010 года:
В целом, можно сказать, что цена на Биг-Мак в России примерно находится на одном уровне - $2. тогда как в США стоимость выросла с $3,8 до $5,7.
Согласно индексу, доллар в России должен стоить 29,9 рублей.
Получается, что практически все мировые валюты недооценены к доллару (или доллар переоценен, что скорее всего). В долларовом выражении дороже, чем в США Биг-Маки только в Швеции ($6,19), Норвегии ($6,31), Швейцарии ($7,07) и Венесуэле ($8,35).
В этих странах Биг-Мак дороже по той причине, что там дороже жизнь в целом: высокие зарплаты и налоги провоцируют высокие цены на все товары, хотя ничем особым Биг-Маки в России и Швейцарии не отличаются.
Стоит ли доверять индексу?
Эксперты всё-таки сходятся во мнении, что нет, называя его "хорошей экономической шуткой". Индекс Биг-Мака хоть и учитывает разные потребительские товары, как мясо, овощи, хлеб и так далее, но, всё же, Макдональдс в разных странах использует разные коммерческие стратегии: в каких-то странах упор делается на расширение объемов сбыта, жертвуя ценой и прибылью, а в каких-то, наоборот, цель - заработать как можно больше.
Индекс не может предсказать курс валюты с достаточно высокой точностью. Он, скорее, как инструмент для сравнения того, сколько гамбургеров можно купить на n-долларов в каждой стране, и не более.
Как вам такая бургерономика? Помните доллар по 29? Напишите в комментариях.
Также подпишитесь на мой канал в Телеграме, там еще больше полезного.