Найти тему

Почему акула не чувствует боли

Оглавление

Глава 3

Часть первая. Чудеса под водой

Одну из интриг мы раскрыли прямо в заголовке - оказыва­ется, акула не чувствует боли! Так вот чем на самом деле страшна эта подводная убий­ца. Ее невозможно отогнать пулями, гарпунами, большими и маленькими ножами. В нее можно тыкать чем угодно, а ей просто не больно, и во­обще плевать на ваши потуги спастись, но вот кушать очень хочется. Так что сопротив­ление бесполезно, вас все равно съедят, даже если вы начнете давить на жалость, торопливо рассказывая о том, что у вас семья, дети и их кормить надо. А знаете, почему это все бесполезно? Потому что угрызений совести акула тоже не ис­пытывает, и у нее тоже есть дети и их тоже надо кормить.

На выловленную акулу ставят спутниковую метку
На выловленную акулу ставят спутниковую метку

А где нервы?

Однако мы увлеклись сенсационными заявлениями и совсем чуть было не упустили возможности их разъяснить - процесс долгий и обычно утомительный для читателя. Но мы постараемся сделать это легко и до­ходчиво, как мы это обычно и делаем. Итак, почему же акула не чувствует боли?
Все просто. Вот вы - почему ощущаете, когда вам в трамвае наступают на ногу? А потому, что у вас на ноге имеется масса нервных окончаний, сигнализирующих в мозг о малейшем камушке или севшей мухе (если нога босая) или, как в нашем случае с трамваем, про изящный каблучок- шпильку, неудачно поставленный на вашу ногу какой-нибудь девицей. Нервные окончания дают знать наверх в мозг о том, что их потревожили, а уже мозг решает, как на это реагировать: оценить девицу с мужской точки зрения и познакомиться, паразитируя на ее чувстве вины, или же, зашипев от боли, закатить, дамочке скандал. Это уже решает мозг. Вот она — истинная вертикаль власти!
У акулы тоже есть мозг, и он тоже принимает ответственные реше­ния - например, как реагировать на воткнувшийся в бок гарпун? Точнее говоря, принимал бы, если бы, как и мы, получал бы сигналы от нерв­ных окончаний. Но он ни черта не получает по той простой причине, что нервных окончаний на теле акулы ничтожно мало, их практически нет! У всех рыб и морских животных нервы присутствуют на хвосте, на плавниках и в других местах. У акулы они тоже есть, но запрятаны очень глубоко под кожей-броней. А снаружи акула напрочь лишена этих пре­лестей, и именно потому ей чаще всего глубоко наплевать на физическое вмешательство посторонних лиц в собственное тело.

УУУУХХ укушу
УУУУХХ укушу

Просто садисты какие-то

Вы наверняка хотите узнать, как ученые обнаружили этот феномен? Мы вынуждены признать — они пытали акул. Исследователи тыкали в них иголками, щипали, прижигали и даже использовали в своих грязных делах электричество. Если вас это утешит, то параллельно с акула­ми пыткам подвергались окуни, плотва, форель, треска и электрические скаты. И вы знаете, форель и треска буквально разрывались от жалости к самим себе, а вот акулы совершенно индифферентно относились к тому, что в них тычут иголкой или подключают провода и пускают по ним сла­бый электрический ток. Даже скаты - по воле природы хорошо знакомые с электрикой - с подозрением относились к подключенным к ним прово­дам и вели себя крайне нервозно, когда на провода подавали напряжение.
Проведя серии зверских и мучительных опытов, в результате которых (мы искренне хотим в это верить) ни одна рыба не пострадала, а те, что все же пали на алтаре науки, заняли почетное место на праздничном столе докторов этих самых наук. Так вот, в результате опытов выяснилось, что акула — единственный на планете вид высокоорганизованных существ, не способных чувствовать боль. Оно того стоило!

А где совесть?

Но ученых было уже не остановить. Выяснив причину, по которой аку­лы не чувствуют боль, они решили узнать, почему акулы не испытывают мук совести. Вообще, согласитесь, вопрос поставлен как-то по-идиотски. Почему щука, поедая плотву, не испытывает мук совести? Почему треске не свойственна вселенская грусть во время отливов? Но это же ученые, что с них взять?
Итак, озаботившись вопросом о совестливости океанских хищниц, исследователи выловили обратно уже было расслабившихся подопытных акул и принялись изучать химические процессы, происходящие в их го­лове.
И вы знаете, тут нашим ученым не повезло вдвойне. Во-первых, им не удалось обнаружить никаких сигналов, свидетельствовавших о том, что в голове у акулы в принципе могла проснуться совесть. А самое главное — другие ученые внезапно доказали, что не только у акул нервные оконча­ния расположены глубоко под толстой кожей. Есть еще десятки тысяч рыб с ничтожным количеством болевых рецепторов. Но при этом они все же чувствуют боль при определенных воздействиях, а акулы — нет.

«Под кайфом»

Наши ученые очень огорчились, но не перестали копаться в голове акулы — и правильно сделали! Удача вновь повернулась к ним лицом. Вне­запно выяснилось, что организм акул вырабатывает огромное количество опиоидных пептидов, короче говоря, формирует убойный по воздействию наркотик и регулярно и совершенно бесплатно насыщает им акулий мозг. Проще говоря, наша героиня - законченный опиумный наркоман и как любой, кто находится «под кайфом» или, выразимся культурнее, под ане­стезией, совершенно не чувствует боли.
Вот где таилась разгадка. У акулы, оказывается, не просто мало нерв­ных окончаний, и причина вовсе не в том, что они спрятаны глубоко под кожей. Акула - наркоманка, но наркоманка, скажем так, от природы, а не «подсаженная» кем-то на иглу. В отличие от наркоманов-людей, которые именно благодаря своему пороку долго не живут, акулам суждено жить вечно. Свободно гуляющие в ее крови морфин и кодеин, которые она вы­рабатывает собственным организмом, напрочь исключают из ее жизни такие ощущения, как страх и боль. Ну заодно нашелся ответ и на второй вопрос — про отсутствие стыда и совести. Откуда у наркомана совесть? Зато наркотик повышает в организме акулы количество адреналина, гор­мона риска, бесстрашия и агрессии. Так что теперь мы практически все знаем про акул. Надеюсь вам понравилось.

Джон Копли. "Брук Уотсон и акула". 1778 год
Джон Копли. "Брук Уотсон и акула". 1778 год

Подпишись! Поддержи! Читай дальше!