Найти тему
Турнир Косарей

О крысах небесных

В 1900 году в Париже стрельба по голубям была официальным олимпийским видом спорта. По правилам соревнований, тот, кто промахивался два раза подряд - выбывал из гонки. Всего, в течение игры 166 стрелков из разных стран застрелили около 400 птиц.

Картина польского художника Якуба Розальски
Картина польского художника Якуба Розальски

Сейчас многие ценители природы назовут подобные забавы живодерством или, пуще того, зверством. Повальная любовь к живности нынче пересиливает былые жизненно необходимые когда-то страсти и даже профессии человеческие. К примеру, среди рыболовов развивается направление "поймал-отпусти". Чего уж про любителей голубей рассуждать....

Лично я к голубям никак не отношусь. Ну, бродят себе по улицам, воркуют. Многие сейчас бродят и воркуют, не только голуби. Но могу сообщить насчет голубей сразу три небольшие истории. Кулинарную, агротехническую и общечеловеческую, гуманитарную. А потом с Вашей помощью попытаюсь сделать из этих историй вывод. В том числе и про голубей.

История первая, кулинарная

Ни для кого не секрет, что голуби всегда были пищей человеческой. Их ловили, стреляли и ели. Делали это с азартом и со всякими приправами. Потому что дичь.

Лично я впервые попробовал голубей в детстве. Соучастники уличной дурной компании, куда я входил, в одно лето сделали несколько удачных налетов на крышу одного учреждения, где во множестве ловили голубей. Сворачивали им головы , засовывали тушки в мешок, уходили с этим мешком в лес и там обдирали, потрошили и жарили. Даже запекали в глине. Порой неудачно. Как-то раз без соли. Но все равно съедали.

В любом случае, я убедился, что голуби съедобны. О вкусах, напомню, не спорят. Но с масштабным поеданием голубей я ознакомился в одном из средненьких уральских совхозов, куда во время уборочной кампании делегировали тружеников предприятий Свердловска. Тогда Екатеринбург был Свердловском, на уборку отправляли всех, кто под руку подвернется и без кого производство не встанет. Чаще всего представителей ИТР - инженеров и конструкторов. Тех, что помоложе.

Индустриальную образованщину разместили в сельском доме культуры недалеко от сельпо. Определили фронт работы и от работы никто не отлынивал. Одна бригада трудилась на местном зернотоке, где голубей было несчетно. И были они жирные-откормленные. Почти ручные, потому что наглые и людей презирали. Их тотчас, как только бригада приступила к своим обязанностям, начали отлавливать и поедать.

Ловили днем, днем же и потрошили, а ели темными уральскими вечерами. После работы. Точнее - ими закусывали. В сельпо феерически быстро исчезли запасы дешевой выпивки - как известно, человек отличается от животного прежде всего тем, что спиртное потребляет. Поначалу жарили на костре, а через неделю с родного предприятия для этих целей доставили какой-то уникальный автоклав. В нем голубей тушили.

Надо сказать, что голубей ели не от общего голода - в совхозной столовой городских помощников откармливали очень сытно, вкусно и дешево, а из-за азарта и урбанистической ностальгии по дикарско-охотницкой жизни. Романтика туманных дорог этакая.

Поскольку дом культуры, в котором дислоцировалась городская уборочная делегация, в прежние времен был сельским храмом и основная часть архитектуры сохранилась, то в пожирании голубей чувствовалось какое-то наглое язычество.

Местным населением пищевое пристрастие горожан вяло и неохотно осуждалось. Но так как с сельском клубе по вечерам также проводились танцульки-вечеринки для правильного досуга, то в трапезе активно участвовала и селянская молодежь. Распивали вино, ели голубей, дрались и плясали. Все как обычно и культурно.

И все бы ничего, но голубиные пух и перья вокруг бывшего храма летали. Интерьер окрестный портили. Долго еще перья летали, даже после того, как городские помощники, завершив уборочную кампанию, вернулись на предприятие. Да, кстати, а невероятный высокотехнологичный автоклав, который для тушения голубей использовали, горожане перед отъездом обменяли на самогонку. Потом соседи очень завидовали новому владельцу - очень уж в этом порождении технократии было ловко корм для скотинки запаривать.

История вторая, земледельческая

И опять же связанная с селом. Точнее - с сельской больницей. Как ни странно, но в прежние времена в каждом крупном селе существовала вполне современная больница. Оснащенная и просвещенная. Доктора были порой очень подкованные, а хирурги умелые. Опыт делает нашу жизнь качественной. Опыт и уважение - селяне во все времена лекарей уважают. Это потом уже все оптимизировали. Сейчас селяне с каждым чирьем ездят к черту на кулички, заморачиваясь обязательной электронной записью.

Периодически больницы ремонтировали. Перед закатом СССР модно было для этих целей нанимать халтурные бригады. Как правило, бригады состояли из южан. Неплохо зарабатывали, даже отлично. И вот на одной из сельских больниц нужно было заменить крышу. Прежняя, шиферная, прохудилась, решили сделать жестяную и оцинкованную. Наняли бригаду халтурщиков.

В поддержку этой бригаде выделили автомобиль - чтоб увез или привез то, что для выполнения халтуры требуется. Бригадир халтурщиков сразу же сообщил водителю, что из бригадного общака будет хорошую денежку доплачивать, лишь бы шофер был всегда под рукой. Точнее - не бухал и в запой не уходил.

Демонтировали шиферную крышу, а под крышей обнаружили толстый слой голубиного дерьма. Не помета, а именно дерьма. Потому как в дерьме все было по колено. Потому что голуби не один десяток лет зимовали под больничной крышей. Пришлось халтурщикам брать в руки лопаты и собирать дерьмо в мешки. Вот тут-то водитель и пришел восторг. Собирал все эти дерьмовые мешки, укладывал в кузов, затем, отправляясь до хаты на обед, домой отвозил.

Сваливал это дерьмо в огромную кучу. А по осени, убрав картошку, по грядам раскидал и распахал. Потому что южане его просветили, будто бы от голубиного невероятная урожайность получается. От куриного помета выделяется аммиак, который всю растительность убивает, а голубиный помет привлекает червей и другую подземную живность. Поэтому картошке голуби очень полезны.

И мудрыми оказались южане - не сразу, но через пару лет у шофера на огороде исключительно огромный картофель уродился. Причем, без червоточин - попутно голубиное дерьмо уничтожило еще и зловредного жука-проволочника. Радость шофера и благодарность голубям была широка и необъятна.

История третья, общечеловеческая

Это история про жуткое одиночество и трагедию жизни. На закате СССР Среднеуральское книжное издательство выпускало серию книжек для семейного чтения. Что-то такое банальное, назидательное и поучительное. Про всякие случаи и практики семейной жизни. И в одной из книжек было помещена сентиментальнейшая фотография - старенькая дама, сидя на лавочке в скверике, кормит голубей. Великолепное фото, удачный ракурс, все берет за душу - то, что нужно.

И в средине 90-х (это конец прошлого века, если кто помнит) с героиней этого фото довелось познакомиться. Дама на самом деле была героиней - прошла через войну, Победу встретила подполковником медицинской службы. Полевой хирург, огромный опыт операций в санитарных поездах. Тысячи раненых прошли через ее руки. Ее руки помнили сотни умерших. Руки, голова и сердце помнят все и всех. Душа тоже.

Дожила до пенсии. На пенсии голубей она кормила потому, что ее душа считала, что в них переселились души погибших бойцов. Так она поминала умерших. Кормила голубей до тех пор, пока могла выходить из дома. Но старость нарушила этот обряд.

Я познакомился с этой дамой, когда она уже несколько лет из квартиры не выходила. Поддерживали ее работники социальной защиты. Но в квартиру она практически никого не впускала. Только соцработницу. Одну-единственную. И вот эта соцработница сумела познакомить меня с дамой.

Чтобы попасть в квартиру, нужно было быстро-быстро пройти в дверь и моментально дверь закрыть. Плотно. Чтобы не вылетели мухи. Мухами была полна квартира. Для мух были расставлены на всех столах, шкафах, подоконниках и прочей мебели фарфоровые блюдца. В блюдцах был густой раствор сахара, мед ил и варенье. Блюдцев были десятки. Блюдца были повсюду. Мухи были тоже повсюду.

Женщина кормила мух, потому что считала их душами ушедших бойцов. Вместо голубей, с которыми жизнь ее разлучила. Нельзя было открывать форточки на окнах, потому что мухи могли вылететь и погибнуть. Нельзя было открывать дверь на балкон. И входные двери тоже нельзя расхлапывать. Вся жизнь ради мух. Вся оставшаяся жизнь.

Это все, что я знаю о голубях. Я не орнитолог. Поэтому о голубях судить не намерен. А о людях. Быть людьми - вот наша задача. Во всех проявлениях и казусах нашей жизни. Будем людьми , а Бог рассудит. Когда все пойдет пухом и прахом.

  • Такие вот житейские истории. А ниже еще несколько подобных историй, ради которых и необходимо подписаться на мой канал. Потому что так надо!