Мне часто говорят о том, что нужно писать больше книг. Что одна - это недостаточно солидно. Что нужно издавать по книге раз в пару лет, а лучше раз в год. Что главное не качество, а «засветка» автора. Что пиар – наше всё. Но…
Вы же читали бизнес-книги, в которых одна единственная мысль растянута на двести, а то и больше страниц? Читали книги, в которых личные убеждения консультанта или предпринимателя представлены в качестве безусловных истин?
Уверен, что или читали, или как минимум видели их обсуждения. Большая часть такой литературы не «взлетает». Название книги остаётся только в резюме того, кто её написал. Некоторые издания «выстреливают». Как правило либо с помощью агрессивного продвижения, либо за счёт того, что кто-то из очень известных людей начал пропагандировать предложенные тезисы. Тогда в течение некоторого времени книгой восхищаются даже те, кто не прочёл из неё ни строчки, но через определенный срок волна популярности спадает, а прагматики разбирают материал по косточкам, находя всё больше спорного и ложного.
Написать такую книгу не очень сложно. Главное, в каждой главе дать читателю историю, переходящую из слезливой о том, как все было плохо у одного из персонажей, в успешную, когда персонаж применил сверхэффективную технику (методику, профессиональный секрет), которую вам собирается поведать автор. Либо сразу начать рассказывать про крупные компании, внедрившие нечто, предлагаемое автором, и добившиеся неимоверного успеха.
Ещё один способ, который применяют и западные, и наши авторы – это взять некую систему собственных убеждений из разряда «успешные делают это», и привести десять-пятнадцать историй, подтверждающих тезис.
Но есть одна большая проблема. Практической пользы эти книги почти не приносят. Некоторых вдохновляют. Тем, кто ещё не ворочает миллиардами, иногда дают почувствовать причастность к великому. Но практически не учат делать что-то полезное для себя и общества.
Однажды в аэропорту Бангкока я купил книгу «The Management gurus», в которой были собраны краткие выжимки из десятка книг по менеджменту. И от каждой из них осталось несколько страничек текста, прочитав которые уже совершенно не нужно было знакомиться с первоисточником. Правда, не было в этом сборнике ни Тейлора, ни Друкера, ни Вумека, ни Нортона с Капланом, ни других авторов, действительно оказавших влияние на развитие управления.
Читать эту книгу было немного грустно. Мало того, что множество книг поместилось в одно издание, так они ещё и были практически клонами друг друга. Без оригинальных идей. Все эти книги были написаны с одной целью – продвинуть авторов и придать им лоск, чтобы продавать билеты на их банальные выступления на разных конференциях.
Но это почти никого не напрягает. Раз в пару лет книга какого-нибудь «гуру» становится популярна и приносит ему всеобщую славу. А толпы желающих стать «гуру» садятся за компьютеры и начинают творить в надежде стать следующей знаменитостью. Или нанимают для этой цели специальных людей. Мне самому ужу приходило немало предложений от различных агентств написать за меня книгу. Правда, я над ними посмеиваюсь, но как мне кажется, клиентов у них хватает.
Но такое мне писать совсем не хотелось. И если честно, вообще не хотелось писать. Просто, когда мои сотрудники или ученики спрашивали, что им почитать для развития, мне приходилось выкатывать довольно длинный список литературы и снабжать его пожеланием читать аккуратно и вдумчиво – разбираясь в том, что действительно хотели сказать авторы, и делать поправку на то в какой культуре и в какое время эти книги были написаны. Я рекомендовал им и классический учебник «Основы менеджмента» Мескона, Альберта и Хэдоури. Советовал прочесть «Одноминутного менеджера» Бланшара и Джонсона, «Принципы научного менеджмента» Тейлора, книги Эрика Бёрна, Нортона и Каплана, Друкера, Гастева и других серьезных авторов. Но прекрасно понимал, что вряд ли кто-нибудь проведёт такие же раскопки, какими занимался я сам. А учебника, в котором в понятной, упорядоченной и практичной форме были бы собраны основные знания по управлению сотрудниками я так и не нашёл.
И поэтому однажды я решил собрать методы управления людьми в одной книге. И начал над ней работать. В 2009 году.
Эта работа поначалу оказалась настоящей пыткой. То, что в голове казалось абсолютно упорядоченной системой знаний, упорно отказывалось ложиться на бумагу. Я сомневался в каждом тезисе, в каждой строчке. Перепроверял каждое утверждение. К тому же, мне казалось, что я совершенно разучился писать.
Только на то, чтобы найти подходящий язык повествования ушло больше года. Ведь книга должна была стать «учебником с человеческим лицом». Не для академической аудитории, а чтобы почти любой руководитель мог её и прочитать, и без проблем воспользоваться материалом в работе.
А для того, чтобы понять каким языком писать, нужны были отзывы. И я немного схитрил. Стал писать главы в виде отдельных статей и высылал их своим знакомым производственникам – от начальников цехов до генеральных директоров заводов. А надо сказать, мужики они довольно вредные и откровенные. Если от большинства я получал отзыв, что статья непонятная, или приходило большое количество критических замечаний, то просто удалял главу и садился писать заново.
Неожиданной проблемой стал поиск первоисточников. Оказалось, что некоторые теории и цитаты, которые я должен был упомянуть в книге, приписывают совсем не их реальным создателям, а тем самым «гуру», использовавшим их в своих книгах и выступлениях. Но я и к первоисточникам отношусь с особым вниманием – слишком много встречал искажений в пересказах. И к авторам отношусь с большим уважением. Поэтому постарался упомянуть всех, чьи мысли использовал в книге.
Таким образом работа растянулась на шесть лет. Несколько раз я даже брал отпуск на два-три месяца и тратил его целиком только то, чтобы стучать по клавиатуре в каком-нибудь кафе в жаркой стране.
Правда, один раз случился серьезный перерыв после того, как мой знакомый – серьезный редактор очень известного издательства, прочитав несколько глав, сказал: «Это ты вряд ли издашь. Если бы это написал Билл Гейтс, то возможно мы бы и продали тысячи три экземпляров. А от Зимы никто такое читать не станет». Это ударило очень сильно. И я чуть не похоронил идею. Но потом вспомнил ради чего я потратил несколько лет, и опять принялся за работу.
Так в конце 2015 года появилась книга «Инструменты руководителя». Я не мог поверить, что закончил. Что написал больше восьмисот страниц текста, а потом поняв, что это слишком большой объём, сократил его почти в четыре раза. Тогда я клялся себе, что, проделав эту нелегкую работу, я больше не изменю в «Инструментах» ни строчки.
Книга была написана. И я столкнулся с другой проблемой. Издательства действительно не хотели брать книгу. От всех я получил отказ. В том числе, разумеется, и от своего знакомого крупного издателя.
Мне помог Александр Сладков. Чудесный человек и верный друг, с которым мы были знакомы больше двадцати лет. Он владел небольшим финансовым издательством – выпускал несколько журналов. И когда я ему поплакался о том, что написал книгу, но не могу её издать, то он просто спросил: «Тебя не смутит, если на книжке будет написано «Бухгалтерия и банки»?». Я даже не сразу понял, что он предлагает мне издать книгу. Но конечно же согласился.
И в мае 2016 года мы выпустили первый небольшой тираж. Всего пятьсот экземпляров. И… он разошёлся за две недели. Без рекламы. Исключительно с помощью сарафанного радио. Потом были ещё тиражи. На Озоне книга постоянно числилась в бестселлерах.
Но прочитав свою собственную книгу, я понял, что она может быть лучше. И нарушив собственное обещание, сел вносить в неё изменения. Так в 2017-м появилось второе издание. Как я думал, окончательное.
К концу девятнадцатого года все тиражи закончились. И мы собрались печатать новый. Но Саша к тому времени уже серьезно болел и не мог активно заниматься моей книгой. Потом началась пандемия и стало совсем не до того. А потом случилось страшное – мой друг и издатель умер. Это был шок.
Книга к этому времени стала уже достаточно известна. И в отсутствие новых тиражей на некоторых предприятиях её даже стали издавать для руководителей самостоятельно – распечатывать и сшивать. С одной стороны, вроде бы, пиратство. Но с другой я был рад, когда узнавал о таких случаях.
Мне стали предлагать выпустить «Инструменты» разные издательства. Но теперь я стал смотреть на них по-другому. Мне совсем не хотелось слиться с шеренгой популярных авторов книг ни о чём. С другой стороны, для книги нужно было серьезное издательство, которое обеспечило бы её настоящее распространение. И в начале двадцать первого года Станислав Логунов, предприниматель, просветитель, автор книги "Лидер на катке", и хороший друг, познакомил меня с Анной Титовой из издательства «Питер».
Сначала мы думали издать книгу без изменений. Но Аня спросила, не могу ли я написать ещё и про удалённое управление, которое стало весьма актуально во время пандемии. Я взялся за работу, собираясь сделать совсем маленькую вставочку. Но меня затянуло. Я написал ещё три главы. И про удалённое управление, и про планирование работы с сотрудниками, и про определение качества их работы.
В результате, вместо весны, книга добралась до читателей только в конце октября. В магазинах появились «Инструменты руководителя», 3-е издание дополненное и переработанное.
Так что, я думаю теперь вы понимаете, как я отношусь к идее выпускать по книге в год. Сравнительно быстро можно написать статью. Да и то, далеко не каждую. Книгу же можно и нужно писать только от безысходности. Только в том случае, если хочешь сказать что-то действительно важное. Не модное и популярное, а именно важное.