Вопреки сложившемуся мнению о том, что на Руси всегда пили не зная меры, хочется привести несколько фактов.
Во времена Ивана Грозного (1547 - 1584) русские люди вели достаточно трезвый образ жизни. Антиалкогольные строгости были довольно жёсткие и соблюдались неукоснительно, за редким исключением.
Пить дозволялось только по большим праздникам, а это в то время было пять - шесть раз в году. Надо сказать, что в эти дни народ отрывался по полной. ( Детские шалости по сравнению с нашими новогодними каникулами).
При Иване Васильевиче Грозном на всю Россию был только один кабак для русских людей в Москве (подтверждённый факт), да и тот для опричников. Этакая, в своём роде, офицерская столовая. Чтобы государевы слуги могли и пар выпустить, и не болтали при этом лишнего где попало.
Только при Годунове появились кабаки для всех поголовно. И началось постепенное разрастание питейных заведений. При Романовых все кабаки обязаны были выплачивать хороший налог в казну. Хозяева заведений не могли отказать никому в выпивке, при наличии денег. А если пьянчугу кто- то пытался отговорить, то кабатчик мог или беззастенчиво выкинуть таковых из кабака, или просто вызвать охрану. Наказание ожидало довольно жёсткое, вплоть до отрубания рук и ног, дабы не был нанесён ущерб государству ( случаи времён Петра 1).
Ещё отец Ивана Грозного, Василий 3, построил на другом берегу реки Немецкую слободу. Жить там должны были иноземные солдаты, литовцы, поляки и немцы. По запискам современников, вся эта публика пила без меры и краёв не знала. Почему Слобода и была построена на другом берегу реки, дабы не смущать русский народ дурным примером.
Очень быстро иностранцы почувствовали выгоду и активно занялись тайной продажей алкоголя.
По настоятельному требованию духовенства, чтобы прекратить творящиеся безобразия, царь со своими опричниками совершил известный рейд по разгрому Немецкой Слободы. Дома жителей были разгромлены, а сами они выставлены на улицу.
Есть записи немецких современников, повествующие о происходивших во время погрома бесчинствах и зверствах.
Но как говорит наша история, кроме нескольких высеченных плетьми, пострадавших физически не было. Тем более не случилось ни одного убийства или казни.
Для сравнения, в то время, в прогрессивной Западной Европе преступников могли сварить живьём в кипящем масле или содрать кожу.
Проучив как следует обитателей слободы, Грозный выделил им новое место для жительства и даже разрешил построить лютеранскую церковь, но уже на значительном расстоянии от Москвы.