Найти в Дзене

"Голубые огоньки", которые мы потеряли

Новогодние праздники в России - очень странный предмет. Казалось бы, сколько лет уже установлено, что вся страна отдыхает первые девять-десять дней нового года, а на самом деле новогодние каникулы ощущаются целых две недели - до самого загадочного праздника в истории человечества - Старого Нового года, одно название которого вводит иноязычных товарищей в ступор. Традиции этого дня под стать самому празднику, странные и не поддающиеся здравому объяснению - вот зачем, скажите, повторять по телевизору всю новогоднюю программу, показанную 31 декабря? Чтобы дорогие россияне посмотрели её на трезвую голову? Впрочем, речь сегодня пойдёт о другом примечательном новогоднем явлении, которое в последние годы, к сожалению, утратило свою былую теплоту и ламповость. Конечно же речь пойдёт о "Голубом огоньке". Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я иногда пишу о кино и сериалах, а также имею коллекцию статей о "Звёзд

Новогодние праздники в России - очень странный предмет. Казалось бы, сколько лет уже установлено, что вся страна отдыхает первые девять-десять дней нового года, а на самом деле новогодние каникулы ощущаются целых две недели - до самого загадочного праздника в истории человечества - Старого Нового года, одно название которого вводит иноязычных товарищей в ступор.

Традиции этого дня под стать самому празднику, странные и не поддающиеся здравому объяснению - вот зачем, скажите, повторять по телевизору всю новогоднюю программу, показанную 31 декабря? Чтобы дорогие россияне посмотрели её на трезвую голову?

Впрочем, речь сегодня пойдёт о другом примечательном новогоднем явлении, которое в последние годы, к сожалению, утратило свою былую теплоту и ламповость. Конечно же речь пойдёт о "Голубом огоньке".

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я иногда пишу о кино и сериалах, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"

А начались "огоньки" вообще не как новогодняя программа. Впрочем, сперва стоит поговорить о событиях, достаточно далеких от телевидения.

На дворе был 1960 года, самый разгар Оттепели. Творческие силы народа, почувствовавшего лёгкое послабление идеологического гнёта, рвались наружу и жизнь на самом деле становилась лучше и веселее. Комсомольский задор гнал молодёжь на освоение целины, в космос, туда, куда не ступала нога человека, а в Москве на улице Горького открылось Молодёжное кафе. Нет, это был не очередной общепит с чебуреками и кофейными напитками, это было модное место для философских диспутов, где даже выступали артисты и читали свои стихи поэты.

В общем, обстановка в кафе была творческой и интересной, отчего в Музыкальной редакции Центрального телевидения появилась мысль - а не показать ли это буйство творчества и фантазии телезрителю? Мысль эта, как и многие другие, была легко принята и воплощена в реальность.

Поначалу даже хотели вести тупо прямые трансляции из Молодёжного кафе, да вот только оказалось, что органы всё-таки бдят, а ненужные мысли (и события, как, например, на "Вечере веселых вопросов") не должны транслироваться в массы, а то мало ли что. Поэтому атмосферу творческих встреч в кафе решили перенести в телестудию, поставив в ней столики и собрав вокруг них выдающихся людей страны Советов.

И что характерно, выдающимися людьми считались отнюдь не деятели богемы, как это принято сейчас, а обычные передовики производства, несколько разбавленные научными деятелями, музыкантами, актерами театра и кино, а также обычными среднестатистическими космонавтами, которые как бы заходят в кафе на чашечку кофе.

И если концепция была понятна сразу, то вот с названием передачи пришлось помучаться - "Телевизионное кафе" было слишком длинно а "На посошок" "На огонёк" слишком абстрактно. Название должно было символизировать и телевизионную сущность происходящего, и то, что гости программы как бы случайно зашли сюда и никакой это не рояль в кустах. В итоге создатели пришли к названию "Голубой огонёк" - обыгрывалось и синеватое свечение кинескопа и некоторая спонтанность передачи.

Поначалу программу передавали еженедельно по субботам, с 23.00 до полуночи, но постепенно от этой практики отказались - не набиралось в стране столько выдающихся людей, чтобы их показывать каждую неделю, да ещё и не повторяться (да, это вам не Басков на каждом канале чуть ли не ежедневно). Поэтому концепт поменяли - теперь "Голубые огоньки" посвящались крупным праздникам, вроде 8 марта и 1 мая, ну и на Новый год.

Кстати, завсегдатаем "Голубых огоньков" был Юрий Гагарин, ни одного не пропускал.
Кстати, завсегдатаем "Голубых огоньков" был Юрий Гагарин, ни одного не пропускал.

Первый именно новогодний "Голубой огонёк" был снят в 1963 году и состоял из двух частей - предновогодней, представляющей из себя своеобразный фильм-концерт, и посленовогодней - более неформальной и происходящей как бы в прямом эфире. Со временем, конечно, неформальность из передачи поушла - наступила эпоха Застоя и на атмосфере происходящего это не могло не сказаться, но именно праздничное настроение программа создавала - летали конфетти, открывалось шампанское, а люди на экране веселились, встречая наступление нового года.

Но ничто не вечно и к 1986 году "Голубые огоньки" успели, что называется, приесться - действительно интересных людей приглашать перестали, а смотреть на лица одних и тех же исполнителей и партийных деятелей было уже утомительно. Да, на экран периодически попадали сверхпопулярные в те времена Пугачева, Ротару, Леонтьев и прочие, но было их там мало. Хотелось чего-то новенького.

Так вот и получилось, что с тех пор новогодние концерты называть "Голубыми огоньками" перестали - зачем держаться за старое, если можно показать выступление Пугачевой из Дели?

Безвременье для "Голубых огоньков" длилось относительно недолго по историческим меркам - всего лишь распался СССР, и на фоне кардинальной смены строя и хаоса внутри страны бывший советский, а ныне российский зритель вдруг захотел хоть где-то, да повернуть время вспять. В 1995 году, если помните, были показаны первые "Старые песни о главном", в которых воспевались 1950-60 годы. Телезритель на волне ностальгии по славному советскому прошлому (которое тогда ещё было ярким детским воспоминанием) поднял рейтинги ОРТ, но обрушил рейтинги всех остальных каналов.

И тогда в ВГТРК рассудили - ну раз зритель имеет ностальгию, тогда и мы на ней сыграем. И вот в новогоднюю ночь 1999 года зритель РТР увидел возрождённый "Голубой огонёк на Шаболовке", который, как ни странно, снимался на Мосфильме. Собственно тогда "Огонёк" и принял ту форму, в которой мы его видим сегодня - вплоть до участвующих в нем лиц. Не осталось той атмосферы, на лицах участников очевидна натужность и ненатуральность происходящего, да и сами участники давно уже приелись - куда ни плюнь, везде собака Басков.

Бабки всё те же, а вот Билан с 2010 года несколько изменился.
Бабки всё те же, а вот Билан с 2010 года несколько изменился.

И если советские "Огоньки" со временем менялись, то постсоветский "Огонёк" так и остается символом неизменности. Впрочем, кое за что ему можно сказать спасибо - если бы не его надоедливость, не было бы у нас постмодернистских "Неголубых огоньков", "Голубого Урганта" и прочих "Ciao, %year%".

Всё!

-3