Новогодние праздники в России - очень странный предмет. Казалось бы, сколько лет уже установлено, что вся страна отдыхает первые девять-десять дней нового года, а на самом деле новогодние каникулы ощущаются целых две недели - до самого загадочного праздника в истории человечества - Старого Нового года, одно название которого вводит иноязычных товарищей в ступор.
Традиции этого дня под стать самому празднику, странные и не поддающиеся здравому объяснению - вот зачем, скажите, повторять по телевизору всю новогоднюю программу, показанную 31 декабря? Чтобы дорогие россияне посмотрели её на трезвую голову?
Впрочем, речь сегодня пойдёт о другом примечательном новогоднем явлении, которое в последние годы, к сожалению, утратило свою былую теплоту и ламповость. Конечно же речь пойдёт о "Голубом огоньке".
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я иногда пишу о кино и сериалах, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"
А начались "огоньки" вообще не как новогодняя программа. Впрочем, сперва стоит поговорить о событиях, достаточно далеких от телевидения.
На дворе был 1960 года, самый разгар Оттепели. Творческие силы народа, почувствовавшего лёгкое послабление идеологического гнёта, рвались наружу и жизнь на самом деле становилась лучше и веселее. Комсомольский задор гнал молодёжь на освоение целины, в космос, туда, куда не ступала нога человека, а в Москве на улице Горького открылось Молодёжное кафе. Нет, это был не очередной общепит с чебуреками и кофейными напитками, это было модное место для философских диспутов, где даже выступали артисты и читали свои стихи поэты.
В общем, обстановка в кафе была творческой и интересной, отчего в Музыкальной редакции Центрального телевидения появилась мысль - а не показать ли это буйство творчества и фантазии телезрителю? Мысль эта, как и многие другие, была легко принята и воплощена в реальность.
Поначалу даже хотели вести тупо прямые трансляции из Молодёжного кафе, да вот только оказалось, что органы всё-таки бдят, а ненужные мысли (и события, как, например, на "Вечере веселых вопросов") не должны транслироваться в массы, а то мало ли что. Поэтому атмосферу творческих встреч в кафе решили перенести в телестудию, поставив в ней столики и собрав вокруг них выдающихся людей страны Советов.
И что характерно, выдающимися людьми считались отнюдь не деятели богемы, как это принято сейчас, а обычные передовики производства, несколько разбавленные научными деятелями, музыкантами, актерами театра и кино, а также обычными среднестатистическими космонавтами, которые как бы заходят в кафе на чашечку кофе.
И если концепция была понятна сразу, то вот с названием передачи пришлось помучаться - "Телевизионное кафе" было слишком длинно а "На посошок" "На огонёк" слишком абстрактно. Название должно было символизировать и телевизионную сущность происходящего, и то, что гости программы как бы случайно зашли сюда и никакой это не рояль в кустах. В итоге создатели пришли к названию "Голубой огонёк" - обыгрывалось и синеватое свечение кинескопа и некоторая спонтанность передачи.
Поначалу программу передавали еженедельно по субботам, с 23.00 до полуночи, но постепенно от этой практики отказались - не набиралось в стране столько выдающихся людей, чтобы их показывать каждую неделю, да ещё и не повторяться (да, это вам не Басков на каждом канале чуть ли не ежедневно). Поэтому концепт поменяли - теперь "Голубые огоньки" посвящались крупным праздникам, вроде 8 марта и 1 мая, ну и на Новый год.
Первый именно новогодний "Голубой огонёк" был снят в 1963 году и состоял из двух частей - предновогодней, представляющей из себя своеобразный фильм-концерт, и посленовогодней - более неформальной и происходящей как бы в прямом эфире. Со временем, конечно, неформальность из передачи поушла - наступила эпоха Застоя и на атмосфере происходящего это не могло не сказаться, но именно праздничное настроение программа создавала - летали конфетти, открывалось шампанское, а люди на экране веселились, встречая наступление нового года.
Но ничто не вечно и к 1986 году "Голубые огоньки" успели, что называется, приесться - действительно интересных людей приглашать перестали, а смотреть на лица одних и тех же исполнителей и партийных деятелей было уже утомительно. Да, на экран периодически попадали сверхпопулярные в те времена Пугачева, Ротару, Леонтьев и прочие, но было их там мало. Хотелось чего-то новенького.
Так вот и получилось, что с тех пор новогодние концерты называть "Голубыми огоньками" перестали - зачем держаться за старое, если можно показать выступление Пугачевой из Дели?
Безвременье для "Голубых огоньков" длилось относительно недолго по историческим меркам - всего лишь распался СССР, и на фоне кардинальной смены строя и хаоса внутри страны бывший советский, а ныне российский зритель вдруг захотел хоть где-то, да повернуть время вспять. В 1995 году, если помните, были показаны первые "Старые песни о главном", в которых воспевались 1950-60 годы. Телезритель на волне ностальгии по славному советскому прошлому (которое тогда ещё было ярким детским воспоминанием) поднял рейтинги ОРТ, но обрушил рейтинги всех остальных каналов.
И тогда в ВГТРК рассудили - ну раз зритель имеет ностальгию, тогда и мы на ней сыграем. И вот в новогоднюю ночь 1999 года зритель РТР увидел возрождённый "Голубой огонёк на Шаболовке", который, как ни странно, снимался на Мосфильме. Собственно тогда "Огонёк" и принял ту форму, в которой мы его видим сегодня - вплоть до участвующих в нем лиц. Не осталось той атмосферы, на лицах участников очевидна натужность и ненатуральность происходящего, да и сами участники давно уже приелись - куда ни плюнь, везде собака Басков.
И если советские "Огоньки" со временем менялись, то постсоветский "Огонёк" так и остается символом неизменности. Впрочем, кое за что ему можно сказать спасибо - если бы не его надоедливость, не было бы у нас постмодернистских "Неголубых огоньков", "Голубого Урганта" и прочих "Ciao, %year%".
Всё!