В декабре 2021 года Адам Маккей (“Копы в глубоком запасе”, “Игра на понижение”) представил миру свою новую работу. Сюжет повествует о двух астрономах, которые пытаются предупредить общество о приближающейся комете. Учитывая размер движущегося к Земле тела, оно уничтожит планету с вероятностью 99,76 процента.
На первый взгляд – очередной фильм про конец света, снятый в жанре комедии. Визуальный ряд вполне стандартный для произведений юмористической направленности. Нет спецэффектов, навороченной графики, завораживающих видов. Музыкальное сопровождение приятное, все звуковые вставки подобраны уместно и добавляют динамики повествованию. Все компоненты складывались бы в обычный развлекательный продукт среднего качества, но идея сюжета переворачивает представление об этой работе. В действительности, это специфическая смесь чёрного юмора, сатиры и иронии, которая местами пугает и в конце добавляет огромное чувство печали. В картине беспощадно высмеивается общество и государственная власть: “зомбированность” людей интернетом и СМИ, доходящая до идиотизма бюрократия, пренебрежение человеческим достоинством в погоне за лайками, затмевающая чувство самосохранения алчность. Режиссёр хлёстко высмеивает все пороки и недостатки нашей эпохи. Показывая зрителю, что мы живём в то время, когда ценится упаковка, а не содержание. Весь сюр происходящего на экране показан намёками и подтекстом, а иногда неприкрытым издевательством. Именно это не даёт некоторым зрителям понять иронию Маккея и фильм начинают обвинять в плохом юморе и низкопробных шуточках, не понимая, что это сатира. Создатели стараются в очередной раз донести до человечества, что мы идём неверной тропой и пора просыпаться – нужно вспомнить, кто мы. Иначе всё потеряем. Слоган картины гласит, что сюжет основан на реальных событиях, которые не произошли, но могли бы. После просмотра понимаешь – итог будет именно такой.
Впечатляющий каст также является завуалированным намёком на то, что фильм не то, чем кажется вначале. Оскароносные актёры и номинанты: Мерил Стрип, Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Кейт Бланшетт, Джона Хилл, Тимоти Шаламе, Лив Шрайбер – осознанно выбирают сценарии для съёмок и не бросаются на первую предложенную работу. Их участие выглядит высказываем, посланием зрителям. Все исполнили свои роли блестяще, поэтому картина стоит того, чтобы её посмотреть ради прекрасно воплощённых персонажей. К сожалению, произведения о "сбитых" ценностях общества снимают уже давно ("Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?", "Плутовство"), но это не приносит плодов. Данная лента рискует попасть в мейнстримовую нишу про "неправильный путь человечества" и кануть в лету, оставшись неуслышанной. Стоит надеяться, что звёздный состав поможет оставить некий отголосок в памяти зрителей, и это, впоследствии, приведёт к здравой осознанности.
Два часа фантасмагории пролетают незаметно, оставляя зрителя в состоянии молчаливого раздумья о том, что картине присущи черты вполне возможного будущего. Хочется надеяться, что утрированные реалии чёрной комедии не воплотятся. Что человечество не станет уповать на спасительные 0,24 процента вероятности выживания перед фактом уничтожения планеты. Что влияние СМИ на людей не дойдёт до абсурда. Что жажда наживы не подавит здравый смысл и желание жить. Поэтому однозначно смотрите и делайте свои выводы.
Колумнист: Ольга Костина
#не смотрите наверх #рецензия #экология #мерил стрип #леонардо дикаприо #Дженнифер Лоуренс #Джона Хилл #Тимоти Шаламе #кинематограф #netflix