Ещё одно культовое сооружение Новгорода, о котором непременно стоит рассказать-храм Рождества Христова на Красном поле. Церковь расположена на территории ныне действующего одноимённого кладбища, а потому зачастую выпадает из поля зрения туристов и любителей старины. И совершенно напрасно, поскольку эта постройка за почти 650 лет своего существования стала свидетельницей множества исторических событий.
Первое упоминание в летописях церкви Рождества Христова относится к середине XIII века. Изначально рядом с этим храмом устраивались скудельницы, в каковые собирали тела неопознанных мертвецов, скончавшихся без причастия и покаяния, чтобы скопом предать их земле в Русалчин день за три дня до наступления православной Троицы.
Существующее здание церкви, согласно Новгородским 3-й и 4-й летописям, было выстроено за год: "В лето 6889 (1381) заложиша храм каменной Рождество Христово на поле... В лето 6890 (1382) свершиша (т.е. закончили) церковь каменну".
Как бы там ни было, под 1386 годом Рождественский храм фигурирует уже как главная священная постройка организованного на Красном поле одноимённого монастыря, причём упоминается о ней весьма странным образом: в контексте сожжения новгородцами этого самого монастыря по случаю приближения к городу войск Дмитрия Ивановича, Великого князя Московского. Как раз в этот период новгородские ушкуйники "гуляли" по Волге и грабили пребрежные города и сёла, без того измученные бесконечной войной с остатками Золотой орды в лице Мамая и Тохтамыша, и московский князь пришёл под стены Господина Великого Новгорода потребовать контрибуцию за понесенные в результате "гулянья" ушкуйников убытки.
Впрочем, после пожара монастырь достаточно быстро восстановился, и худо-бедно просуществовал почти четыреста лет, квалифицируясь, в основном, на ритуальных услугах. Например, в 1442 году"зима бысть люта и хлеб погиб", а потому в Новгороде приключился великий мор, связанный со страшным голодом. Несколько тысяч горожан, умерших голодной смертью, упокоились в скудельницах при монастыре. Интересен тот факт, что за 20 лет до этих событий имела место похожая ситуация: запасы зерна купцы продали по сходной цене в Ганзу, затем наступил затяжной двухлетний неурожай, а как итог-пополнение скудельных ям мертвыми телами в 1422-23 годах. Тогда новгородцы дали клятву " не продавати немцам ржи и никакого обилия". Но спустя время наступили на те же грабли, забыв, что златом пузо не насытишь.
На территории Рождественского монастыря были захоронены многие из жертв карательного похода Ивана Грозного, который зимой 1570 года устроил в Новгороде натуральную резню "злобесных собак" и изменников, готовившихся, по его мнению, продать северо-западные земли Русского царства польскому королю Жигимонту в ходе затянувшейся и неудачной войны за прибалтийское наследство Ливонской конфедерации.
По свидетельству Карамзина (который недолюбливал Ивана IV и зачастую был склонен к драматизму и приувеличениям, а потому его данные принимать за догму было бы крайне сомнительно), "миряне собрались в поле у Рождества Христова служить общую панихиду за усопших над тамошнею скудельницею, где лежало 10 000 неотпетых тел христианских. В первом месте стоял нищий старец Иоанн Жгальцо, который один с молитвою предавал мёртвых земле в сие ужасное время".
После оккупации Новгорода шведскими войсками Делагарди в 1611-1617 гг от святой обители всего и осталась одна Рождественская церковь, отошедшая впоследствии во владение Антониеву монастырю. По результатам указа Екатерины 2 о секуляризации церковных земель, храм был отнесён к разряду приходских, каковым и пребывал вплоть до Революции.
В ходе реставрационных работ под побелкой и живописью, нанесенной в 1830-х годах, учёные обнаружили фрески неизвестного автора конца XIV века, по стилистике схожие с балканской иконописной традицией. К сожалению, исторические источники не донесли до нас имени этого мастера-ровестника знаменитого Феофана Грека.
В ноябре 1739 года на Красном поле согласно указу Анны Иоанновны были казнены князья Долгоруковы - Иван Алексеевич, Сергей и Иван Григорьевичи, и Василий Лукич. В результате зловещих интриг, возникших при дворе после смерти Петра 2, Иван Алексеевич Долгоруков попытался подделать завещание юного государя в пользу своей сестры-невесты Петра 2, скончавшегося за пару недель до предполагаемой свадьбы. Однако сановник попался на подлоге и был приговорён к смерти за государственную измену и оскорбление величества. Троим Долгоруким отрубили головы. Четвёртого же, Ивана Алексеевича, ждала гораздо более ужасная участь-четвертование. К удивлению собравшихся поглазеть на мучения горожан, князь не проронил ни звука, пока палач отсекал ему конечности-только шептал молитвы.
Тела князей были преданы земле тут же, на Рождественском кладбище. До войны над их могилами возвышалась часовня, сильно пострадавшая от обстрелов, и позднее разобранная на кирпич.
Здесь же нашла последнее пристанище Любовь Митрофановна Шуляк, архитектор-реставратор, которая в послевоенный период работала над восстановлением целого ряда разрушенных в ходе боевых действий памятников новгородского зодчества. В числе последних её работ-реставрация церкви Рождества Христова на Красном поле.
#великийновгород #интереснаяроссия #кладбища #история #архитектура