Вот уже много лет на полках магазинов и в наших домах обитают живые и выразительные фарфоровые медвежата, бегемоты, львята, барсуки. И мы любим этих зверюшек, дарим их друг другу. А ведь многие из них - создания талантливого художника-анималиста Б.Я. Воробьёва (1911-1990 год). Десятки его произведений тысячными тиражами разошлись по всей стране и принесли радость многим людям. Давайте разберёмся: почему мы выбрали именно их, чтобы украсить своё жилище?
Существует замечательная книга "Звери: скульптор Б. Воробьёв (альбом репродукций)", 1962 год. Она довольно редкая и лично у меня её нет.
Но я её листала, а вступительную статью к ней, тёплую и почтительную, Н.В. Воронова даже сфотографировала. Многие данные, приводимые в моей статье, - из этой книги. Где уж совсем цитата - ставлю кавычки. Но все фото статуэток - из моей коллекции.
Воробьёвские звери удивительно жизненны и подвижны. Во всех статуэтках виден характер животного. Припав к земле, распластавшись, бесшумно крадётся к неведомой жертве хищница-лиса. "Крадущаяся лиса". Авторы: Б. Воробьёв, И. Ризнич.
Или к чему-то прислушивается или принюхивается "Барсук".
Трогательный, наивно-доверчивый "Ягнёнок" (Воробьёв, Жбанов).
И рядом с ними: спокойно сидящий, задумчивый "Белый жеребёнок" (Б.Я. Воробьёв, В.М. Жбанов).
Или ленивый, малоподвижный, толстенький "Баран".
Задорная "Такса" (Воробьёв, Жбанов). Кажется, сейчас завиляет хвостом.
Конечно, мастерство пришло к скульптору не сразу. В ранней юности Б. Воробьёв и не думал быть скульптором. Он учительствовал, работал в цирке, был техником-строителем. А лепка и резьба по дереву были хобби. Увидев его работы на выставке самодеятельных художников, один из крупнейших наших анималистов В.А. Ватагин посоветовал молодому человеку начать серьёзно учиться скульптуре. А это было важно. Ведь именно иллюстрации Ватагина к киплинговской "Книге джунглей" подтолкнули Воробьёва заняться анималистической скульптурой. И Воробьёв поступил в Ленинградскую Академию художеств. С тех пор Борис Воробьёв всю жизнь зовёт В.А. Ватагина нежно и почтительно: "батей". Возможно, у них даже есть совместные работы. Например, "Камышовый кот. Манул" по разным источникам числится то за В.А. Ватагиным, то за Б.Я. Воробьёвым. Кстати, в книге среди работ Воробьёва "Манула" нет. Но она 1962-го года издания, и там многого нет.
Известно, что Б.Я. Воробьёв отличался мятежным характером. Заканчивая Академию художеств, Воробьёв первым в её многолетней истории осмелился нарушить негласный закон: в 1946-м году представил на защиту диплома не изображение человека, а вырезанную из дерева скульптуру волчицы в капкане. Это событие стало знаковым в истории советского искусства. С тех пор доступ "зверю" на официальные выставки был открыт.
С 1936-го года Б. Воробьёв начал одновременно с учёбой трудиться на ЛФЗ и проработал там сорок лет. Первые его работы выглядят обобщёнными, не выявляя сущности животного. А затем в них стал проявляться характер, подчёркивалось главное в образе. В "Бегемоте" это, конечно, открытая пасть. "Бегемот" (Б. Воробьёв, Н.М. Павлова).
В "Львёнке" и "Тигрёнке" - выразительный, немного грустный, но затаённо-шаловливый взгляд - ведь они же малыши. Скульптор даже называет фигурки по-разному: есть "Львёнок грустный", а есть "Львёнок шустрый". У меня, видимо, "грустный".
И ещё одна особенность творчества скульптора. Зверюшки Воробьёва индивидуальны. "Всегда создаётся впечатление, что Б.Я. Воробьёв лепил не какого-то барсука или медведя вообще; но именно конкретного, хорошо ему знакомого, живущего рядом и, наверное, запросто приходившего к скульптору на сеансы". А теперь и мы с ними знакомы.
Кое-где в литературе пишут, что на первом тираже своих зверюшек скульптор ставил в тесте букву "В". Не знаю, правда ли это. Если правда, то у меня - такая статуэтка одна: "Медведь бурый стоящий".
Известно, что взаимоотношения скульптора с администрацией ЛФЗ были сложные. Художник пытался спасти подлинность "фарфоровой скульптуры" перед "тиражным изделием из фарфора". А предприятию требовался широкий ассортимент фарфоровых штампов и его авторское имя подменялось обезличенной маркой завода. Но тем не менее его зверюшки "живут" в наших домах по сей день, и мы знаем имя их автора Б.Я. Воробьёва. Правда, повторюсь: путаницы с авторством много.